Лютеранская церковь святого михаила. Церковь св. Михаила История органа в лютеранской церкви святого михаила

На Среднем проспекте знаменитого Васильевского острова в старинной части города есть красивая островерхая церковь евангелическо-лютеранского вероисповедания. Она носит имя Святого Архангела Михаила. Знаменитый собор находится по адресу 18/3-я линия, 32. Архитектором церкви был военный инженер Карл Бульмеринг, а знаменитый фасад в псевдоготическом стиле создал архитектор Рудольф Бернгард.

История создания собора

В 1732 году на территории Кадетского корпуса, который располагался во дворце, ранее принадлежавшему князю Меньшикову, была открыта небольшая лютеранская церковь. Ее первыми прихожанами были кадеты, учителя и офицеры, служившие в корпусе. Свободный вход в маленькую домовую церковь разрешили также жителям окрестных кварталов.

С позволения Николая I церковь получила имя Святого Архангела Михаила. Это произошло в 1834 году. Время шло - приход рос, и уже в 1841 году старое здание было решено снести, потому что оно уже не вмещало всех прихожан. Для преподавателей, офицеров и кадетов открыли церковь в здании корпуса. Остальные прихожане, а их было больше 2000 человек, должны были разойтись по другим общинам. Но они поступили по-другому: сняли для своей общины частный дом, принадлежащий архитектору Льву Яковлевичу Тиблену. Прихожане несколько лет собирали деньги на покупку места для новой церкви и на ее строительство.

Только в 1874 году городские власти дали разрешение на возведение нового храма. Закладка фундамента произошла 23 октября 1874 года. Новую вместительную церковь доверили спроектировать архитектору Карлу Бульмерингу.

Строительство было завершено в 1876 году. Новый собор освятил епископ Юлиус фон Рихтер. Немного позже, в 1886 году, было решено переделать фасад, сделать его более нарядным. Его проект был заказан академику архитектуры Рудольфу Бернгарду, который был прихожанином церкви. Так церковь приобрела знаменитый псевдоготический фасад.

Историки отмечают, что церковь в то время отличалась роскошным внутренним убранством и имела отменную акустику. В храме играл один из лучших в Санкт-Петербурге органов. При церкви был открыт приют для сирот, где они могли учиться, а также существовало общество попечения неимущих и вдовий приют.

Первые существенные изменения затронули церковь в 1929 году, когда ее отдали русской общине имени Иисуса Христа и произошло слияние двух приходов: русского и немецкого.

Тяжелый период для церкви начался в 1935 году, когда приход был закрыт. Помещение отдали спортивной базе, принадлежащей заводу Калинина. Немного позже здание приспособили под табачный склад, а затем сделали производственным цехом предприятия “Спорт”. Из-за такого обращения сильно пострадал интерьер церкви. Ее внутренняя планировка была изменена: главный зал разделили перекрытиями на 3 этажа.

Жизнь церкви в наши дни

В 1992 году здание вернули лютеранской общине, и богослужения в храме возобновились. Сегодня лютеранский приход, который носит имя Святого Михаила, принадлежит Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии.

С 2004 года началась тщательная реставрация внутреннего убранства здания, а также ремонт фасада, стен и крыши. Ремонтные работы были закончены в 2010 году.

Значительную роль в возрождении собора сыграл настоятель этого прихода - Сергей Прейман. Сегодня церковь является настоящим украшением города. В ней проводятся богослужения, интересные встречи с писателями и музыкантами, бесплатные органные вечера.

История евангелическо-лютеранского прихода Святого Михаила берёт начало с 1732 года, когда при Первом Кадетском корпусе на Васильевском острове (в бывшем дворце князя Меншикова) была основана домовая лютеранская церковь. Церковь предназначалась в первую очередь для кадет, офицеров, преподавателей и других служащих корпуса - выходцев из Эстляндии, Лифляндии и прочих российских подданных иностранного происхождения. Вход в неё был впоследствии разрешён также и жителям ближайших кварталов.

12 июня 1834 г. по Высочайшему разрешению императора Николая I церковь получает имя Святого Архангела Михаила.

В феврале 1841 г. здание, занимаемое церковью, вследствие его тесноты, решено было сломать, церковь устроить в помещении самого Кадетского корпуса специально для кадет, а прихожанам из числа гражданских лиц было предложено разойтись по другим приходам. Наибольшая часть (более 2 тысяч человек) пожелала сохранить свою общину и устроила себе церковь в доме архитектора Л.Я. Тиблена на 3-й линии Васильевского Острова (№8), в наёмном помещении, где 16 августа 1842 г. была освящена церковь Святого Михаила. Одновременно проводился сбор средств для покупки участка земли и постройки собственного здания.

В 1874 г. Церковный совет получил разрешение на постройку церкви на Васильевском Острове, на углу Среднего проспекта и 3-й линии. 23 октября 1874 г. состоялась закладка каменного здания церкви на 720 мест в готическом стиле по проекту инженер-полковника Карла Карловича фон Бульмеринка.

19 декабря 1876 г. церковь была освящена епископом Юлиусом фон Рихтером. В 1886 г. по проекту академика архитектуры Р.Б. Бернгарда был оформлен новый, более художественный фасад. Оба архитектора - Бульмеринк и Бернгард - были членами прихода Св. Михаила. Церковь была великолепно отделана внутри, имела замечательную акустику и один из лучших в городе органов. При церкви действовали сиротский приют с элементарной школой, вдовий приют и общество попечения о бедных.

В 1929 г. здание церкви Св. Михаила было передано русской лютеранской общине Иисуса Христа, в результате чего произошло объединение двух приходов - немецкого и русского. По указу Ленинградского Облисполкома от 15 августа 1935 г. церковь была закрыта, после чего в церковном здании располагалась спортивная база завода им. Калинина, затем - склад табачной фабрики им. Урицкого, а после войны - цех экспериментального завода «Спорт». Интерьер церкви был полностью перестроен и искажён, главный богослужебный зал разделён перекрытиями на три этажа.

С 1992 года церковь была возвращена русской лютеранской общине, возобновлены богослужения. Большую роль в возрождении прихода сыграл его настоятель Сергей Прейман (ум.2003). С 2004 г. и по настоящее время настоятелем церкви является Сергей Татаренко. В 2004-2010 гг. проводилась реставрация с элементами реконструкции внутренних помещений церкви, ремонт кровли и фасада.

Лютеранский приход Святого Михаила входит в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии на территории России.

Нашли ошибку или неточность? Нажмите CTRL и ENTER и расскажите нам про это. Виртуальные 3D туры по любому заведению на Google и Яндекс картах.

е евангелическо-лютеранского вероисповедания. В настоящее время действующий приход ЕЛЦИ. Расположена по адресу Средний проспект Васильевского острова, 18/2-я линия, 32.

История

Община была создана в 1731 году в здании первого кадетского корпуса. В 1834 году община была названа во имя архистратига Михаила. В 1841 году император Николай I приказал перевести церковь в частное здание, однако повелел выплачивать приходу средства из казны на наём. Тогда же состоялось разделение единой общины на немецкую и эстонскую. Эстонская община организовала церковь святого Иоанна. Немецкая же община (число членов которой было около 2000 прихожан) первоначально собиралась в частном доме, снятом у госпожи Тиблен на 3-ей линии Васильевского острова, где 16 августа 1842 года была освящена церковь святого Михаила. Однако так как здание не могло вместить всех прихожан, то после перестройки корпуса кадетского училища там вновь была открыта лютеранская церковь, освященная 8 ноября 1847 года. До 1861 года церкви на Васильевском острове и в кадетском училище состояли один приход. C 1861 года церковь в кадетском училище получила разрешение на создание собственного прихода, который с 1866 года именовался «церковь святого Михаила в Кадетской линии».

Тем временем прихожане церкви на Васильевском острове занимались сбором средств на строительство новой церкви, которая была заложена 23 октября 1874 года на Среднем проспекте Васильевского острова. Освящена 19 декабря 1876 года. В связи освящением нового здания приход в кадетском училище по императорскому решению был упразнён, а прихожане и имущество переведены в здание на Васильевском острове.

В советское время приход был упразднён, а здание передано заводу, который произвёл значительные перестройки внутри здания - единый неф церковного здания был разделён на три этажа. Эти изменения существуют и по настоящее время.

В 90-ые годы здание было передано ЕЛЦИР, однако если церковь святой Марии являлась преимущественно финской, то приход церкви святого Михаила составили преимущественно русские. Русский язык является основным языком на богослужениях. В деле возрождения прихода сыграл огромную роль его настоятель - Сергей Робертович Прейман, который одновременно был руководителем Русского пробства ЕЛЦИР (своеобразной этнической фракции внутри Церкви Ингрии). Диаконом церкви являлся Сергей Алексеевич Исаев, кандидат исторических наук, автор книги «Секты и расколы в раннем Лютеранстве». После скоропостижной смерти Преймана Русское пробство было реорганизовано и приход вошёл в состав Санкт-Петербургского пробства.

Архитектура

  • каменная церковь на 800 мест, построена в 1871-1876 годы, по проекту военного инженера, инжерера-полковника К. К. Бульмеринга.

Фасад перестроен в 1886 году по проекту архитектора Р. Б. Бернгарда. Данное здание существует по настоящее время.

Церковь построена в стиле псевдоготики. Здание увенчано остроконечным шатром на высоком барабане, декорированном готическими стрельчатыми окнами и башенками-пинаклями. Стены облицованы песчаником.

С 2002 года ведётся реставрация здания.

Пасторы, служившие в приходе

  • Tobias Plasching (1732 - 1747)
  • Hilarius Hartmann Henning (1747 - 1792)
  • Ludwig Jeremias Hoffmann (1794 - 1801)
  • Heinrich Conrad Heinemeyer (1801 - 1803)
  • August Friedrich Hirscfeld (1803 - 1829)
  • Carl Friedrich Rosental (1823 - 1827)
  • David Flittner (1830 - 1859)
  • Adolf Stierin (1859 - 1860
  • Karl Masing (1860 - 1878)
  • Paul von Loesch (1869 - 1877
  • Guido Ottomar Pingoud (1878 - 1914)
  • Karl Beldan (1903 - 1908)
  • Eugen Deggeler (1908 - 1915)
  • Karl Bush (1913 - 1918

Ссылки

  • Е. Е. Князева, Г. Ф. Соколова «Лютеранские церкви и приходы России XVIII-XX вв.», Санкт-Петербург, «Литера», 2001, ISBN 5-89319-048-3

В середине XVIII в. участок входил в состав владения В. В. Гома, англичанина по происхождению. Затем владельцем стал П. П. Шустин.

В начале 1830-х гг. участок разделили, угловая часть до 1860-х гг. принадлежала купчихе В. Ф. Борисовой. К 1872 г. участком с деревянным домом владел купец Я. Х. Пель.

В 1872 г. участок перешел евангелическо-лютеранскому приходу. В том же году арх. Р. Е. Бергман представил проект церкви в неоготическом стиле. Окончательный вариан разработал инж. К. Бульмеринг. Храм был освящен 19 декабря 1876 г.

В 1935 г. кирху закрыли.

С 1947 г. здание использовалось как склад табачной фабрики.

В 1954-1992 гг. здесь размещался филиал экспериментального завода "Спорт".

Богослужения возобновились в 1993 г.

Новая лютеранская церковь св. Михаила в С.-Петербурге.

Нынешним летом приступлено к постройке новой лютеранской церкви св. Михаила на Васильевском острове. Рвы для фундаментов вырыты и начинается свайная бойка под стены (!). Под алтарём сваи будут ввинчиваться, чтоб не повредить соседних строений; - по сваям будут уложены гранитные плиты, размером до 3 арш. в квадрате (!!). Постройкою заведует инженер Бульмеринг. Подобная постройка - событие в архитектурном отношении весьма важное и не часто повторяющееся, должна бы возбудить живейший интерес не только в причастных к этому делу специалистах, но и в публике, особенно протестантской.

Постройка церкви всегда была и будет одной из самых интересных и художественных задач архитектуры; это памятник, который переживает многие столетия и служит потомкам красноречивым свидетелем состояния искусства своей эпохи. Мы привыкли смотреть на здания церквей не только как на мерило степени развития искусства какого-нибудь народа, но как на отражение общей его цивилизации. Поэтому понятно, что, при сооружении церкви, мы вправе требовать от зодчества еще большей художественности и совершенства, чем при постройке зданий, служащих другим общественным целям. Нам остается следовать примеру чужих краёв, где уже давно признана вся важность этого вопроса, и вряд ли найдется хотя одно выходящее из ряда обыкновенных здание, составление проекта которого не шло самым рациональным путем - путем общественного конкурса.

Что делается у нас в подобном случае? Можем ли мы хотя надеяться (а мы имеем на это право), что храм наш действительно будет представлять нечто художественное и законченное. Люди, в чьих руках находится решение этого вопроса, трудятся уже 13 лет над осуществлением его.

В продолжение этого времени они обращались то к одному, то к другому специалисту, прося во имя религии и искусства составить проект на сооружение церкви.

Из нескольких полученных таким образом проектов избран, как говорят некоторые авторитеты архитектурного мира, самый неудовлетворительный, при взгляде на который остается только пожать плечами и пожалеть город, долженствующий украситься подобным зданием, и деньги, которых будет стоить постройка.

Пишущий эти строки вовсе не льстит себя надеждой, что его заметка произведет какую-либо перемену в настоящем грустном ходе дела.- Цель показать только, насколько люди, которым близко к сердцу петербургское зодчество, желают выдвинуть нашу архитектурную деятельность на то место, которое подобает занимать ей в современной культурной жизни."

Новая лютеранская церковь св. Михаила в С.Петербурге. В начале 1874 г. появилась в одной из здешних газет похвальная статья о проекте предполагаемой тогда к постройке лютеранской церкви св. Михаила на Васильевском Острове. На эту статью было написано возражение, которое, однако, не было принято редакцией приведенной газеты. Помещая критический разбор недавно освящённого храма, мы считаем не лишним предпослать то, что было сказано о нем три года тому назад: «Нам известно из достоверного источника, что летом предположено начать постройкою новую лютеранскую церковь св. Михаила на Васильевском Острове. Постройка церкви - редкое и важное событие, вызывающее живейший интерес не только в кругу специалистов-строителей, но и публике вообще, а данном случае особенно в публике лютеранского вероисповедания. Сооружение храма было всегда и есть одна из самых высоких, самых прекрасных задач архитектуры; это памятник, который рассчитывается на века, назначенный свидетельствовать потомству о состоянии искусства той эпохи, когда он созидался». «Само собою разумеется, что от постройки всякого общественного здания, в особенности же от постройки храма, мы вправе ожидать только самое лучшее, самое совершенное, что вообще может быть создано в области архитектуры. По более или менее удачным произведениям церковной архитектуры мы привыкли судить не только о степени развитии искусства соответствующей эпохи, но и о состоянии культуры ее». «Запад, ценя приведенные обстоятельства, давно уже указал нам единственно верный путь для достижения цели: там, в настоящее время, почти без исключения, получаются проекты для сооружений, хотя некоторой важности, не иначе, как путём публичного конкурса». «Как же поступили у нас в рассматриваемом случае, и можем ли мы питать надежду, что предполагаемая церковь представит нечто совершенное и изящное?» «Вот почти 13 лет, как лица, стоящие во главе этого дела, трудятся над разрешением задачи, обращаясь то к одному, то к другому технику, от которых, в течение времени, добыли, Бога и искусства ради, несколько проектов хороших и плохих. Между ними, как утверждают авторитеты, тот, который избран и предположен к исполнению, есть наименее удавшийся, так что остается только пожать плечами и пожалеть город, которому суждено украситься таким памятником; мы жалеем жертвователей, жалеем и деньги, которые будут употреблены на строение, лишенное всякого художественного достоинства». «Здешнее Общество архитекторов, которому было поручено высказать свое мнение относительно одного из вышеупомянутых проектов, имело в виду предложить мысль публичного конкурса; но это не осуществилось в видах того, что заведующие делом лица, будто бы, желали сохранить частный характер его». «Автор этих строк, имея в виду настоящее положение дела, не льстит себя надеждою, что высказанное им повлияет на дальнейший ход предприятия, а желает только отметить, что С.-Петербургское общество архитекторов понимает очень хорошо и чувствует глубоко то нравственное оскорбление, какое готовятся причинить ему». Вот как думали все архитекторы три года тому назад и, к величайшему их сожалению — время не опровергнуло, а подтвердило их ожидания или опасения: новая церковь св. Михаила, с точки зрения художественной, во всех отношениях, по крайней мере, неудачна. Расположение ее на угловом месте, главным фасадом на боковую улицу, совершенно неестественно: а делу все-таки можно было помочь устройством колокольни, не на главной оси, а на самом углу; таким образом, получились бы сени со входами с двух улиц и просторная, светлая паперть; осталось бы еще и место для одной приличной лестницы на хоры, вместо устроенных ныне двух, по которым нельзя взбираться иначе, как под опасением сломать себе шею. Внутренность церкви представляет три почти что равных, по ширине, нефа, разделённых внизу толстыми гранитными пилонами, на хорах — объемистыми чугунными колоннами, на коих покоятся крестовые своды (как слышно, они из дерева!). Между наружными стенами и пилонами расположены два яруса боковых хоров, над входом устроены особые хоры для органа и певчих. Две сухенькие колонки, из тех, которые ставятся под зонтики простых обывательских домов, подпирают эти хоры. Алтарная абсида с сакристией заканчивает церковь как-то нерешительно, примитивно, следствие того, что сакристия и отвечающая ей, с другой стороны, комната просто встроены между пилонами, оставляя над собою место в роде лож. Условия лютеранского богослужения требуют, чтоб пастор в церкви был отовсюду виден и слышен. Поэтому церкви должны быть, по возможности, открытые, т. е. без столбов и других преград. Новая же церковь, наоборот, застроена пилонами так, что пастор виден только половине или двум третям всех посетителей. Церковь довольно большая (около 7 и 14 саж.), но она производит впечатление тесного и крайне неприветливого помещения. Хоры к стенам приподняты несколько амфитеатрально (на одной стороне совершенно попусту), но уклон недостаточный, так как кафедра находится очень низко. Причудливые изгибы перил верхних хоров курьезны и причина их существования непонятна. Рассматривая здание с художественной точки зрения, мы должны отметить, что главный фасад с башнею, в общих линиях, еще сносен, но детали его и все прочее, как в общем, так и в частностях до того слабы, что даже недостойны более подробного рассмотрения: стоит только взглянуть внутри на гирляндочки Louis XVI, самой неряшливой работы, поставленные вместо готических капителей; на иглы контрфорсов снаружи; на слепые, бесхарактерные, трехэтажные окна бокового фасада, на жалкие капительки, поставленные в тоже время вместо баз, только наоборот, и т. д., чтобы убедиться, что этот храм есть не что иное, как неудачная карикатура на готический стиль и его великолепные произведения. И все это совершилось не где-нибудь, в глуши, а в Петербурге, в центре отечественного образования, на глазах художественного мира. К счастью архитекторов, подозрения в авторстве на невинного пасть не может: имя строителя написано внутри церкви на мраморной доске, и потому называть мы его не будем.

1. Евангелическо-лютеранский приход собора Святого Михаила

Лютеранский приход Святого Михаила — это каменная церковь на Среднем проспекте Васильевского острова, построенная 1876 году. Как ни странно, она была возведена по проекту военного инженера — полковника Бульмеринга. Спустя 10 лет фасад церкви был перестроен уже более близким к искусству специалистом — архитектором Бернгардом. Здание выдержано в стиле псевдоготики и рассчитано на 800 мест.

Органные мессы проходят в этой церкви каждую среду с 19:00 до 21:00. Вход бесплатный.

Адрес: Средний проспект Васильевского острова, 18/3-я линия, 32.

2. Евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины

Чтобы дойти от прихода Святого Михаила до следующего места, где можно услышать орган, потребуется около 5 минут. Церковь Святой Екатерины расположена там же — на Васильевском острове — только не на Среднем, а на Большой проспекте. Она была построена в 18-м веке и совсем недавно отреставрирована. Внутренне убранство органной обители довольно аскетично, а орган находится за спинами слушателей. Мессы проходят в полутьме при свете алтарных свечей. Их проводят регулярно по средам и воскресеньям. Вход бесплатный.

Отметим, что послушать здесь можно не только орган, но и другие инструменты в сопровождении вокала.

Адрес: Большой проспект Васильевского острова, 1а

3. Католическая церковь Божией матери (Лурдской)

Церковь Лурдской Божией матери была построена в начале 20-го века с подачи французского посольства в Петербурге специально для соотечественников. Архитектором проекта стал Л.Н. Бенуа. Орган установили здесь только в 1957 году, перенеся его из церкви Христа Спасителя при Евангелическом госпитале. Некоторые музыковеды утверждают, что этот музыкальный инструмент находится в настолько плачевном состоянии, что «его вроде как бы и нет». Однако его по-прежнему можно услышать во время богослужений.

Богослужения с органом проходят каждый вечер в 19:00. В воскресенье церковь проводит мессы также на польском языке и латыни.

Адрес: Ковенский переулок, 7

4. Мальтийская капелла

Мальтийская капелла - часть ансамбля Воронцовского дворца, построенного в середине 18-го века архитектором Ф. Б. Растрелли для графа М. И. Воронцова. В отличие от предыдущих мест, здесь за посещение органной мессы придется заплатить 350 руб. (для льготной категории граждан — 150 руб.).

Адрес: Садовая улица, 26

5. Католический собор Успения Пресвятой Девы Марии

Проект собора Успения Девы Марии был начат в 1870 году под руководством архитектора В.И. Со­больщиковым и закончен в 1873 году Е.С. Воротиловым. Он имеет в форму латинского креста и объ­единён единым входом со зданием семинарии. Отсутствие парадного входа часто удивляет прихожан, поэтому обитатели собора просят обращать внимание на вывеску, чтобы не пройти мимо. За собором расположен Польский сад.

Здесь установлен уникальный английский романтический орган, создание которого датировано 1905-1906 годами. Вместе с редким музыкальным инструментом в соборе можно встретить и редкого органиста Анатолия Погодина, известного мастера и настройщика.

Адрес: 1-я Красноармейская улица, 11.

Публикации по теме