Кратко об истории жизни Будды — от рождения до окончательного ухода в нирвану. Учение Будды: взаимосвязь буддизма и Вед


БУДДА СИДДХАРТХА (санскр. "Просветленный Высшим Знанием", "Осененный Истиной", "Достигший Прозрения", "Тот, которому открыты все законы Мироздания") (ок. 567-488 до н. э.) - основатель мировой религии буддизма и создатель оригинальной философской концепции. Сиддхартха было именем, данным Гаутаме, принцу из Капилавасту, при его рождении. Это - сокращение от "Сарварттхасиддха" и означает "исполнение всех желаний". Гаутама, что означает "самый победоносный (тама) на земле (го)", было именем жреческой ветви рода Шакья, царским родовым именем династии, к которой принадлежал отец Гаутамы, царь Шуддходхана из Капилавасту. Капилавасту был древним городом, был разрушеным во время жизни Будды. В наименовании Шакьямуни последняя составная часть ("муни") переводится как обозначающая "могущественного в милосердии, уединении и безмолвии", а первая - Шакья - есть родовое имя. Мать Сиддхартхи - Майя (Махамайя, т. е. Великая Майя) - умерла через несколько дней после его рождения. Отец старался оградить сына от малейших соприкосновений с реалиями земной жизни: мальчик предавался смутным грезам; погружаясь в глубочайшие созерцания, он переживал моменты просветления. В 27 лет Гаутама женился, вскоре у него родился сын Рахула. Несмотря на противодействие отца, Гаутама увидел нищету, тяжелые болезни, старость, смерть: эти четыре встречи определили его дальнейшую судьбу. Потрясенный познанием того, что болезни, старость, смерть - это общий удел всех людей, Гаутама понял, что земной мир и жизнь в нем для него неприемлемы. Разговаривая со счастливым и спокойным нищим аскетом, Гаутама сказал сам себе: "Я сделаю то, что сделал этот человек. Я откажусь от всех богатств и последую своим путем. Покинув мир с его удовольствиями, я обрету спокойствие и познаю истину, с помощью которой научу людей преодолевать нищету земной жизни". В 29 лет Гаутама покидает дом. Позднее Будда скажет: "И вот покинул я родной дом свой ради бесприютности и стал странником, взыскующим блага истинного на несравненном пути высшего мира". После изучения всех существовавших тогда философских систем Гаутама понял, что они не снимут проблем, его измучивших. По древним обычаям он обратился к практикующим йогам, а затем уединился в джунглях для ведения аскетического образа жизни и изучения священных текстов Брахманов. Через много лет Гаутама после глубочайшего обморока от длительного истощения осознал бесплодность аскетизма. В результате длительного глубокого созерцания под священным деревом Боддхи на берегу реки Найранджаны в селении Урувилва (совр. Боддх-Гая, штат Бихар, Индия) он достиг Просветления: ясно увидел всю свою жизнь и неразрывность связей между людьми, взаимоотношений между личностью и Миром Незримого. Одно происходит от другого, все скоропреходяще, а Тришна - жажда бытия жизни - возмущает покой Мира, ведя к уже ушедшему бытию. Гаутама размышлял: "Люди предаются страстям, желаниям, стремлениям... Их помыслы направлены к обладанию чем-либо. Они волнуются, радуются, огорчаются, не сознавая того, что причина радости и страданий заключается в телесном, разрушимом, преходящем. Если люди видят источник и смысл жизни в разрушении, в телесном, то они неизбежно должны страдать и умирать. Они ищут наслаждений, но тогда возникают печаль и страх потерять предмет наслаждения. Тот, кто свободен от наслаждений, свободен и от страданий. Люди, думающие, что им принадлежат дома, поля, скот, богатства, воображающие, будто им принадлежат сыновья, дочери, жены, - такие люди неизбежно обречены на страдания. Все это временное, все подвержено уничтожению, и поэтому тщетно стремиться к обладанию чем-нибудь. Единственное, чем может овладеть человек, - мудрость познания, и к ней одной он должен стремиться. Тот же, кто стремится к наслаждениям, тот растит только свои похоти, тот кует только прочные цепи, привязывающие его к жизни, полной страданий". Теперь Гаутама знал, с кем и как надо бороться за избавление от земного мира скорби и боли; он понял, что жизнь - эта эманация наших мыслей - рождается в сердце человека. Изначально неверную жизнь человека пресекает смерть. Единственным путем к бессмертию является познание смысла истинной жизни, перед которой смерть бессильна. Так в 40 лет Гаутама стал Буддой - Просветленным: "Когда я прозрел, душа моя обрела искупление от греха земных вожделений, искупление от греховного пристрастия к земному бытию; обрела искупление от греха заблуждений, искупление от греха незнания. Достигнута святость, непорочность жизни, исполнен долг, и я никогда не возвращусь более в тот мир - вот что познал я". В своей Первой (Бенаресской) проповеди, произнесенной в Оленьем парке Сарнатха (совр. Варанаси) перед пятью учениками и двумя оленями, Будда сформулировал основы Учения и, как записано в Сутрах, "привел в движение колесо Дхармы" (Дхармачакра парвартана). Будда познал Четыре Благородные Истины (Арья-сатья): существует дуккха (страдание, зло); существует причина дуккхи - желания, устремления; существует возможность освобождение от дуккхи; существует Благородный Восьмеричный (Срединный) Путь к искуплению и прекращению дуккхи. Базисный постулат учения Будды - отказ от всего чувственного. Будда говорил: "Дурно управляемые страсти (чувства), подобно необъезженному коню, прорываются наружу и в этом мире навлекают на нас несчастье, а в потустороннем - постоянные страдания. Они (чувства) приводят нас, подобно дикому коню, к верной гибели; посему мудрый и осторожный человек не дает свободы своим чувствам. В действительности эти чувства суть наши величайшие враги, причина несчастий, так как люди, привязываясь к чувственным предметам, навлекают на себя все страдания". Причина зла - существование человека в мире желаний, господство чувств над природой духа личности. Просветленный учил: "Размышление - путь к бессмертию, легкомыслие - путь к смерти. Бодрствующие в размышлении не умирают никогда; легкомысленные, неведающие подобны мертвым"; "Кто охвачен пламенем страстных влечений, кто жаждет одних лишь наслаждений, тот растит только свои похоти и сам заковывает себя в цепи"; "Только тот может называться мудрым, кто угасил свои страсти, укротил свои чувства, вырвал из сердца всякое влечение и не дал влечению укорениться вновь в сердце своем, - только тот, кто уединенно идет своим путем"; "Если ты искоренишь в себе всякое стремление к временному, телесному, если угасишь в себе свои страсти, все земное, то не будет такой силы, которая могла бы причинить тебе смерть"; "Из наслаждения возникает печаль, из наслаждения возникает страх; кто свободен от наслаждений, нет для того уже ни печали, ни страха"; "Человек становится мудрым не вследствие учености. Становится он мудрым потому, что освобождается от страстей и желаний". Философские доктрины учения Будды основаны на двух компонентах Благородного Восьмеричного (Срединного) Пути к искуплению и прекращению дуккхи - правильном сосредоточении и правильном знании. Правильное сосредоточение - это постоянная концентрация внимания, останавливающая калейдоскопическое мелькание составных эмпирических компонент. Основа правильного знания - понимание того, что мир материального (Сансара) есть только обман чувств, самостоятельно не существующее проявление духовного Первоначала. При этом постулируется принцип тотального релятивизма: каждый объект (процесс) является Дхармой - непрерывно изменяющимся и возникающим под воздействием других объектов (процессов) и оказывая влияние на другие. Универсум в такой концепции является потоком безлично и безначально трансформирующихся взаимосвязанных кратковременных компонент. Будда учит, что душа человеческая - не более, чем цепочка Дхарм. Смерть человека - это не полное исчезновение, а рекомбинация Дхарм, составлявших его в предыдущей жизни, в новый образ любого живого существа. Правильное знание дает истинное понимание страдания, которое есть непрерывная трансформация Дхарм, их волнение, фундирующее непостоянство состояний человека. Достигаемая на основе трансовой медитации Нирвана (санскр. "угасание", "покой", "небытие") в учении Будды является высшим из возможных состояний человека, когда упокоиваются процессы волнений его жизни, и в одной из Сутр описывается как "...прибежище, где нет ни земли, ни воды, ни света, ни воздуха; где нет ни бесконечности пространства, ни бесконечности разума, где нет ни представлений, ни отсутствия их; где нет ни этого мира, ни другого мира, ни солнца, ни луны. Это не проявление, не уничтожение и не постоянство, это не умирание и не рождение. Это существование без основы, без развития, без опоры. Это есть конец страданий...". В практике проповеди учения Будды для монашествующих предназначал философскую теорию реальности и Нирваны, для мирян - набор заповедей и жизненных норм: наградой за исполнение заповедей на земле - не убивай живого, не воруй, остерегайся смотреть на женщин, не говори неправды, не пей хмельного - является последующее блаженство в другой жизни. В. Грубе (Германия) писал: "Буддизм идет в своей заповеди любви к ближнему даже гораздо дальше христианства, применяя ее не только к людям, но и ко всему царству живых существ. Эта нравственная заповедь является в буддизме естественным следствием учения о переселении душ, по которому каждый человек в наказание за дурные поступки в земной жизни возрождается в будущей жизни в образе животного". Будда до конца жизни проповедовал свое учение, творя, согласно легендам, чудеса: Он мог становиться невидимым, летать по воздуху, ходить по воде, держать в руках одновременно Солнце и Луну, беседовать с богами. Помимо обычного человеческого зрения, Будда был Всевидящим, обладая еще и глазом Мудрости. Он мог видеть прошлое, настоящее, будущее, Благородный Восьмеричный (Срединный) Путь к искуплению и прекращению дуккхи. К знанию Будды относят его способности к ощущению, чувствованию, видению и слышанию всего того, что происходит в множестве Вселенных. Всезнание Будды - это знание Четырех Благородных Истин, способность к великому Состраданию, знание постоянной трансформируемости бытия и др. В Сутрах Будда награждался такими эпитетами, как Повелитель Вселенной, Бог богов, Архат (тот, кто разрушил привязанность своей человеческой оболочки к Сансаре), Сугата (Созидающий Добро) и мн. др. Великий переход Будды из земной жизни в Нирвану - Махапаринирвана - произошел в полную Луну месяца вайшакха (май) в Кушинагаре (совр. Касия, штат Уттар-Прадеш, Индия). Эта дата считается также и днем рождения Будды, и днем его Просветления - Трижды Святым Днем. Под древом Боддхи он сказал присутствующим: "Теперь, о монахи, мне нечего больше сказать вам, кроме того, что все созданное обречено на разрушение! Стремитесь всеми силами к Спасению". Кремация останков Будды происходила с отданием царских почестей. Согласно Е. П. Блаватской, каждый востоковед и пандит знает наизусть биографию Будды , совершеннейшего из смертных, каких когда-либо видел этот мир, но кажется, что никто из них не подозревает об эзотерическом значении, лежащем в основе описания его жизни до рождения, т. е. о смысле популярной истории. Будда не был бы смертным, если не прошел бы через сотни и тысячи рождений, предшествовавших его последнему появлению на свет. Все же детальное перечисление них и утверждение, что во время их он проложил себе путь через все стадии переселения от низшей - одушевленного и неодушевленного атома и насекомого - до высшей - человека, - содержит просто известный оккультный афоризм: "Камень становится растением, растение - животным, животное - человеком". По мысли Блаватской, каждый человек, когда-либо существовавший, прошел через ту же самую эволюцию. Но скрытый символизм в последовательности этих перерождений (или "джатак") содержит полную историю эволюции на этой земле - до- и послечеловеческую - и является научным изложением естественных фактов. Одну не завуалированную, но открытую и явную истину можно найти в их перечне, а именно как только Гаутама достиг человеческой формы, он начал проявлять в каждой личности высшее бескорыстие, самопожертвование и милосердие. В текстах, повествующих о жизни и деяниях Будды, постоянно упоминаются боги, божества, демоны, духи, которые приходят к нему, сопровождают его и беседуют с ним. Сам Будда поднимался в мир небожителей и читал там свои проповеди, а боги, в свою очередь, неоднократно посещали его келью на земле. Помимо обычного зрения Будда обладал глазом мудрости во лбу и способностью всевидения. Согласно традиции, всевидение Будды кроме обычного зрения, обеспечивалось глазом, видящим прошлое, настоящее и будущее; глазом, видящим Восьмеричный (или Срединный) путь; глазом, видящим намерения и поступки всех существ Вселенной; глазом, видящим все, что совершается в бесчисленных Вселенных. Как явствует из текстов, Будда ощущал, чувствовал, видел, слышал все, что делается на земле и в других мирах, - эти качества обозначаются как шестифакторное знание Будды. В свою очередь, всезнание Будды подразделяется на 14 типов: знание четырех истин, способность достижения великого сострадания, знание постоянной изменчивости бытия, знание двойного чуда и иные типы знания. Будда, согласно преданиям, обладал многими волшебными качествами: мог спускаться под землю, подниматься на небо, летать по воздуху, вызывать огненные мистерии, принимать любой облик, на его теле имелись 32 большие и 80 малых отметин, в т. ч. родинки, наделенные магическими свойствами. В священных текстах Будда награждается множеством эпитетов, свидетельствующих о том, что он повелитель Вселенной, Бог богов, царь царей, вседержитель, исцелитель и т. д. Его также называют татхагата (тот, кто приходит и уходит), архат (уничтоживший привязанность к бытию сансары), сугата (добро созидающий), джина (победитель), бхагават (торжествующий), маха шраман (великий отшельник), синханадин (львиноголосый); всего более 30 эпитетов. С точки зрения Блаватской, Будда достиг состояния Бодхисаттвы на земле в личности под именем Прабхапала. Выбор рода Шакьев и его матери Майи, как "чистейшей на земле", происходит в согласии с моделью рождения каждого Спасителя, Бога или обожествленного реформатора. Рассказ о его вхождении в лоно своей матери в виде белого слона есть намек на его прирожденную мудрость: слон этого цвета есть символ каждого Бодхисаттвы. Утверждение, что при рождении Гаутамы новорожденный младенец прошел семь шагов в четырех направлениях, что цветок Удумбара расцвел во всей своей редкой красоте и что цари Нагов немедленно отправились "крестить его" - все является аллегориями, столь многочисленными в фразеологиях Посвященных, и хорошо понятны каждому восточному оккультисту. Все события его благородной жизни даны в сакральных числах и каждый так называемый чудесный случай - столь порицаемый востоковедами, как запутывающий повествование и делающий невозможным отделение истины от фантазии, - является просто аллегорическим прикрытием истины. Это сколь же понятно оккультисту, обученному в символизме, столь трудно постижимо для европейского ученого, несведущего в оккультизме. Каждая деталь рассказа после его смерти и до кремации - это глава фактов, написанная на языке, который должен быть изучаем до того, как станет понятным, в противном случае мертвая буква его введет в абсурдные противоречия. Например, напоминая своим ученикам о бессмертии дхармакайи, Будда - как сказано - вошел в самадхи и глубоко погрузился в Нирвану - откуда никто не может вернуться. И все же, несмотря на это, Будда изображен распахивающим крышку гроба и выходящим из него, приветствуя сложенными руками свою мать Майю, которая внезапно появилась в воздухе, хотя умерла через семь дней после его рождения, и т. д. Так как Будда был Чакраварти (тот, кто приводит в действие колесо Закона), его тело при кремации не могло быть уничтожено обычным огнем. Что же происходит? Внезапно струя пламени вспыхнула из свастики на его груди и превратила его тело в пепел. По Блаватской, относительно того, что Будда был одним из настоящих и неоспоримых Спасителей мира, достаточно сказать, что самый яростный миссионер-ортодокс, если только он не безнадежно безумен или лишен хоть малейшего уважения к исторической правде, не может найти ни малейшего обвинения против жизни и личного характера Будды. Без какой-либо претензии на божественность, позволяя своим последователям скорее впасть в атеизм, чем в унизительное суеверие поклонения дэвам или идолам, ход его жизни от начала до конца свят и божественен. В течение 45 лет своей миссии он столь же незапятнан и чист, как ход жизни бога - или каким последнему следовало бы быть. Он есть совершенный пример божественного, бога-человека. Он достиг состояния Будды, т. е. полного просветления, исключительно своими собственными заслугами и благодаря своим индивидуальным усилиям, в то время как у бога не предполагается какой-либо личной заслуги в осуществлении им добра и святости. Эзотерические учения утверждают, что Будда отказался от Нирваны и оставил одеяние Дхармакайи, чтобы остаться "Буддой сострадания" в пределах несчастий этого мира. И религиозная философия, оставленная им миру, в течение более чем 2000 лет творила поколения добрых и бескорыстных людей. Его религия является единственной абсолютно бескровной среди всех существующих: терпимая и свободная, учащая всеобщему состраданию и милосердию, любви и самопожертвованию, бедности и удовлетворенности своей судьбой, какой бы она ни была. Никакие гонения, никакое насаждение веры огнем и мечом никогда не опозорили ее. Никакой извергающий гром и молнию Бог никогда не вмешивался в ее чистые заповеди; и если бы большинство человечества, завершает мысль Блаватская, приняло этот простой, гуманный и философский кодекс каждодневной жизни, оставленный нам величайшим Человеком-Реформатором из всех когда-либо известных, то поистине эра блаженства и мира расцвела бы над человечеством. С. В. Силков, Словарь Яндекс

Родился Сиддхартха Гаутама в семье царя маленькой страны племени шакьев на северо-востоке Индии в середине VI века до и. э. Его поэтому в последующем называли Шакьямуни (мудрец из племени шакья). Повествуется. что в момент зачатия Будды его матери Майе приснилось. будто в ее лоно вошел большой слон (слон в буддийской мифологии считается символом сдержанности. терпения, самообладания; в "Лалитавистаре" самого Будду называют великим слоном). Через семь дней после рождения сына мать умерла. Мальчика вырастила сестра матери, которая стала впоследствии его мачехой. Воспитывался Сиддхартха изысканно, по-княжески, в неге и довольстве. Отец намеренно оберегал сто от неприятных впечатлений, искусственно изолировав от мира роскошью княжеских дворцов. Но юный принц все-таки увидел жизнь. Во время прогулок он последовательно встретил больного, старика, покойника и с ужасом узнал, что человеческая жизнь бренна. Он постиг, что и его ждут впереди болезнь, старость и смерть. Привыкший к исключительности своего существования, он стал размышлять над тем, нельзя ли избежать всеобщей участи и найти путь к спасению. После он встретил аскета, что дало его раздумьям совершенно определенное направление. Когда у него родился свой сын -- еще одна прочная привязанность к миру, принц решил покинуть дворец, полагая, что найдет спасение через аскетическое отрешение от удовольствий. Произошло это, согласно легенде, следующим образом. Однажды, когда будущего Будду красивые женщины по обыкновению развлекали пением, музыкой, танцами, он внезапно уснул. Уснули также танцовщицы с музыкантшами (дело происходило на женской половине дворца). Проснувшись, Будда увидел спящих женщин и был поражен их безобразным видом: у одной задралась одежда. другая храпела, у третьей изо рта тянулась струйка слюны и т. д. И Сиддхартха Гаутама убежал из своего искусственного рая; он, как выражаются буддийские источники, ушел из родины в безродность, из дома в бездомность. Ему в это время было 29 лет.

Насколько позволяют судить факты. Будда совершил свой необычный поступок. перевернувший всю жизнь, не потому. что он устыдился праздной роскоши, и не пото -му, что пресытился удовольствиями. Во всяком случае здесь трудно усмотреть этические мотивы. Толчком к бегству послужило осознание эфемерности, обманчивости. недолговечности красоты и сладости жизни (в этом отношении примечателен эпизод со спящими женщинами). Он хотел для себя больше того, что он имел, -- спасения. Он хотел убежать от подстерегающих его впереди страданий. Более того, он поставил перед собой самую дерзновенную, предельную задачу, которую только мощно помыслить, -- обрести бессмертие. Сиддхартха Гаутама убегал не из дворца. он убегал от смерти.

Следующие шесть-семь лет Будды были годами суровой аскезы. Под руководством опытных наставников он познакомился с философскими традициями, прошел школу йоги, овладел техникой созерцания и управления собственным телом. Будда подвергал себя суровым испытаниям, чтобы добиться просветления, познать высшую истину бессмертия. Однажды он решил в самоистязаниях пойти до конца -- для предельной концентрации мысли и воли отказался вообще от пищи, удерживал дыхание. Пять странствующих отшельников наблюдали за ним. поражаясь его выносливости и в готовности стать его учениками, если он достигнет просветления. Будда, однако, потерял сознание. Очнувшись, он понял, что через самоистязание не дойти до высшей истины, и снова принял пищу. Отшельники покинули его. Будда остался один, и ночью, когда он сидел под смоковницей, ему открылась истина, которую он выразил словами:

"Я прошел через сансару многих рождений,

ища строителя дома, но не находя его.

Рожденье вновь и вновь -- горестно.

О строитель дома, ты видишь! Ты уже не

построишь снова дома. Все твои стропила

разрушены, конек на крыше уничтожен.

Разум на пути к развеществлению достиг

уничтожения желаний".

Он пришел к выводу, что спасение достигается через освобождение от желаний. Так тридцатипятилетний принц Сиддхартха Гаутама, мудрец из племени Шакья, стал Буддой (от слова Buddha, что означает "просветленный", "пробужденный"). Он достиг того желанного состояния, когда кончаются всякие желания, вырвался из круговорота жизни и смерти, обрел бессмертие. В буддийской традиции к нему прилагают характеристики, призванные подчеркнуть его единственность и употребляющиеся часто вместо его имени: "бхагават" (благословенный. блаженный); "татхагата" ("так ушедший"), "сугата" (в добре ушедший) и др.

Другое по теме

Крест "монограмма Константина"
Святому Равноапостольному Царю Константину "во сне явился Христос Сын Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов", п...

Будда Шакьямуни (санскр. गौतमबुद्धः सिद्धार्थ शाक्यमुनि, вьетн. Thích-ca Mâu-ni; 563 до н. э. - 483 до н. э.; дословно «Пробуждённый мудрец из рода Шакья (Сакья)») - духовный учитель, легендарный основатель буддизма.

Получив при рождении имя Сиддхаттха Готама (пали) / Сиддхартха Гаутама (санскрит) («потомок Готамы, успешный в достижении целей»), он позже стал именоваться Буддой (буквально «Пробудившимся») и даже Верховным буддой (Sammāsambuddha). Его также называют: Татха́гата («тот, кто так пришёл»), Бхагаван («Бог»), Сугата (Правильно идущий), Джина (Победитель), Локаджьештха (Почитаемый миром).

Сиддхартха Гаутама является ключевой фигурой в буддизме. Рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и монастырские заветы были обобщены его последователями после его смерти и легли в основу буддийского канона - «Трипитаки». Также Будда является персонажем многих дхармических религий, в частности - бона (позднего бона) и индуизма. В Средние века в поздних индийских Пуранах (например, в Бхагавата-пуране) он был включён в число аватар Вишну вместо Баларамы.

День рождения Будды Шакьямуни является национальным праздником Республики Калмыкия.

Материала для научной реконструкции биографии Будды у современной науки недостаточно. Поэтому традиционно жизнеописание Будды даётся на основе ряда буддийских текстов («Жизнь Будды» Ашвагхоши, «Лалитавистара»).

Однако следует учитывать, что первые тексты, относящиеся к Будде, появились лишь через четыре сотни лет после его смерти. К этому моменту в рассказы о нём были внесены изменения самими монахами, в частности, для гиперболизации фигуры Будды.

Кроме того, труды древних индийцев не освещали хронологические моменты, концентрируясь больше на философских аспектах. Это хорошо отражено в буддийских текстах, в которых описание мыслей Шакьямуни преобладает над описанием времени, когда это всё происходило.

Путь будущего Будды Шакьямуни к просветлению начался за сотни и сотни жизней до его полного выхода из «колеса чередования жизней и смертей». Начался он со встречи богатого и учёного брахмана Сумедха с буддой Дипанкара. Сумедха был поражён безмятежностью будды и дал себе слово достичь такого же состояния. Поэтому его стали называть «бодхисаттвой».

После смерти Сумедхи сила его стремления к Просветлению обуславливала его рождения в разных телах, как человеческих, так и звериных. Во время этих жизней бодхисаттва совершенствовал мудрость и милосердие и в предпоследний раз родился среди богов, где он мог выбрать благоприятное место для своего последнего рождения на земле. И он выбрал семью почтенного царя шакьев, чтобы люди относились с бóльшим доверием к его будущим проповедям.

Согласно традиционной биографии, отцом будущего Будды был раджа Шуддходана, глава племени шакьев небольшого княжества со столицей Капилаваттху (Капилавасту). Гаутама - его готра, аналог современной фамилии.

Хотя буддийская традиция и называет его «раджой», но, судя по ряду разных источников, правление в стране Шакьев строилось по республиканскому типу. Поэтому, скорее всего, он был членом правящего собрания кшатриев (сабхи), состоявшего из представителей воинской аристократии.

Мать Сиддхартхи, царица Маха Майя, жена Шуддходаны, была принцессой из царства колиев. В ночь зачатия Сиддхартхи царице приснилось, что в неё вошёл белый слон с шестью белыми бивнями.

По давней традиции шакьев, Махамайя для родов направилась в дом своих родителей. Однако она родила по дороге, в роще Лумбини (в 20 км от границы современного Непала и Индии, в 160 км от столицы Непала г. Катманду), под деревом ашока. Младенец тут же встал на ноги и провозгласил себя существом, превосходящим людей и богов.

В самом Лумбини находился дом царя, в современных источниках именуемый «дворцом». В реальной жизни весь раскопаный археологами фундамент этого дворца поместился под навесом-сараем 8х8 метров. Царица никуда не ездила, а спокойно рожала у себя дома. Про то, что младенец превосходит людей и богов, не знал даже сам Будда, спокойно живший в том дворце-доме сначала мальчиком, потом женившись мужем и наследным принцем, предаваясь праздности и развлечениям.

День рождения Сиддхартхи Гаутамы, майское полнолуние, широко празднуется в буддийских странах (Весак), а в Лумбини с недавних пор построили свои храмы-представительства страны СААРК (Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии) и Япония. На месте рождения работает музей, и доступны для обозрения раскопы фундамента и фрагменты стен.

Большинство источников утверждают, что Махамайя умерла через несколько дней после родов.

Приглашённый благословить младенца отшельник-провидец Асита, живший в горной обители, обнаружил на его теле 32 признака великого человека. На их основании он заявил, что младенец станет либо великим царём (чакравартином), либо великим святым (Буддой).

Шуддходана провёл церемонию именования ребёнка на пятый день от его рождения, назвав его Сиддхартха, что означает «тот, кто добился своей цели». Были приглашены восемь учёных брахманов для предсказания будущего ребёнка. Они также подтвердили двойственное будущее Сиддхартхи.

Сиддхартха был воспитан младшей сестрой своей матери, Маха Паджапати. Желая, чтобы Сиддхартха стал великим царём, его отец всячески ограждал сына от религиозных учений или знаний о человеческих страданиях. Для мальчика было специально построено три дворца. В своём развитии он обгонял всех своих сверстников в науках и спорте, но проявлял склонность к размышлениям.

Как только сыну исполнилось 16 лет, его отец организовал свадьбу с принцессой Яшодхарой, кузиной, которой также исполнилось 16. Через несколько лет она родила ему сына Рахулу. Сиддхартха провёл 29 лет своей жизни как принц Капилавасту. Хотя отец и давал сыну все, что только ему может потребоваться в жизни, Сиддхартха чувствовал, что материальные блага - не конечная цель жизни.

Однажды, когда принцу исполнилось 29 лет, он в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни - что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания - единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму в возрасте 29 лет оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий.

Сиддхартха покинул свой дворец в сопровождении своего слуги Чанны. В легенде говорится, что «стук копыт его лошади был приглушён богами», чтобы его отъезд остался в тайне. Выехав за город, царевич переоделся в простую одежду, поменяшись одеждами с первым встречным нищим и отпустил слугу. Это событие называют «Великим Отправлением».

Сиддхартха начал свою аскетическую жизнь в Раджагриху, где он просил милостыню на улице. После того, как о его путешествии узнал царь Бимбисара, он предложил Сиддхартхе трон. Сиддхартха отказался от предложения, но пообещал посетить царство Магадха сразу после того, как достигнет просветления.

Сиддхартха покинул Раджагаху и стал учиться йогической медитации у двух брахманов-отшельников. После того, как он освоил учения Алары (Арады) Каламы, сам Калама попросил Сиддхартху присоединиться к нему, но Сиддхартха ушёл от него через некоторое время. Потом Сиддхартха стал учеником Удаки Рамапуты (Удраки Рамапутры), но после достижения высшего уровня медитативного сосредоточения он также покинул учителя.

Затем Сиддхартха направился в юго-восточную Индию. Там он вместе с пятью спутниками под предводительством Каундиньи (Конданны) пытался достичь просветления через суровую аскезу и умерщвление плоти. Через 6 лет, на грани смерти он обнаружил, что суровые аскетические методы не приводят к большему пониманию, а просто затуманивают ум и изнуряют тело. После этого Сиддхартха начал пересматривать свой путь. Он вспомнил момент из детства, когда во время праздника начала пахоты он испытал погружение в транс. Это повергло его в состояние сосредоточения, которое казалось ему блаженным и освежающим, в состояние дхьяны.

Четыре его спутника, полагая, что Гаутама отказался от дальнейших поисков, покинули его. Поэтому он отправился странствовать дальше уже в одиночестве, пока не достиг рощи неподалёку от Гайи.

Здесь он принял немного молока и риса от деревенской женщины по имени Суджату, которая приняла его за духа дерева, такой у него был измождённый вид. После этого Сиддхартха сел под фикусовым деревом, которое сейчас называют деревом Бодхи, и поклялся, что не встанет до того, пока не найдет Истины.

Не желая выпускать Сиддхартху из-под своей власти, демон Мара попытался нарушить его сосредоточение, но Гаутама остался непоколебим - и Мара отступил.

После 49 дней медитации в полнолуние месяца вайшакха, в ту же ночь, когда он был рождён, в возрасте 35 лет Гаутама достиг Пробуждения и полного представления о природе и причине человеческих страданий - невежестве - а также о шагах, которые необходимы для устранения этой причины. Данное знание потом получило название «Четырёх Благородных Истин», а состояние Наивысшего Пробуждения, которое доступно для любого существа, названо ниббана (пали) или нирвана (санскрит). После этого Гаутаму стали называть Буддой или «Пробудившимся».

Будда несколько дней ещё пребывал в состоянии самадхи, решая, обучать ли Дхарме других людей. Он не был уверен, что люди, переполненные жадностью, ненавистью и обманом, смогут увидеть истинную Дхарму, идеи которой были очень глубоки, тонки и трудны для понимания. Однако Брахма Сахампати заступился за людей и попросил Будду принести Дхарму миру, так как «всегда найдутся те, кто поймет Дхарму». В конце концов, со своим великим состраданием к любым существам на земле, Будда согласился стать учителем.

Первыми учениками Будды стали встреченные им двое торговцев - Тапусса и Бхаллика. Будда дал им пару волос со своей головы, которые, по преданию, хранятся в пагоде Шведагон.

После этого Будда направился в Варанаси, намереваясь рассказать своим бывшим учителям, Каламе и Рамапутте, чего он достиг. Но боги поведали ему, что они уже умерли.

Тогда Будда отправился в Оленью Рощу (Сарнатх), где и прочёл свою первую проповедь «Первый поворот колеса Дхармы» своим прежним товарищам по аскезе. В этой проповеди были описаны Четыре Благородные Истины и Восьмеричный путь. Тем самым Будда привёл в действие Колесо Дхармы. Его первые слушатели стали первыми членами буддийской сангхи, что завершило формирование Трёх Драгоценностей (Будда, Дхарма и Сангха). Все пятеро вскоре стали архатами.

Позже к сангхе примкнул Яса со своими 54 спутниками и три брата Кассапа с учениками (1000 человек), которые потом понесли Дхарму людям.

Оставшиеся 45 лет своей жизни Будда путешествовал по долине реки Ганг в центральной Индии в обществе своих учеников, преподавая свое Учение самым разнообразным людям, вне зависимости от их религиозно-философских воззрений и касты - от воинов до уборщиков, убийц (Ангулимала) и людоедов (Алавака). При этом он совершил множество сверхъестественных деяний.

Сангха во главе с Буддой путешествовала ежегодно в течение восьми месяцев. В остальные четыре месяца сезона дождей было довольно тяжело ходить, поэтому монахи проводили их в каком-нибудь монастыре, парке или лесу. Люди из близлежащих селений сами приходили к ним послушать наставления.

Царь Бимбисара, ставший сторонником буддизма после встречи с Буддой, подарил сангхе монастырь неподалёку от своей столицы Раджагриха. А богатый купец Анатхапиндада подарил рощу близ города Шравасти.

Первая Вассана была проведена в Варанаси, когда Сангха была впервые сформирована. После этого они отправились в Раджагаху (Раджагриху), столицу Магадхи, для того, чтобы почтить своим визитом царя Бимбисару, которого Будда обещал посетить после своего Просветления. Именно во время этого визита произошло посвящение Сарипутты (Шарипутры) и Махамоггалланы (Махамаудгальяяны) - они должны были стать двумя важнейшими учениками Будды. Следующие три вассаны Будда провёл в монастыре Велувана в Бамбуковой Роще, в Раджагахе, столице Магадхи. Этот монастырь содержался на средства Бимбисары, хоть и был достаточно удалён от центра города.

Узнав о Просветлении, Шуддходана направил царскую делегацию к Будде, чтобы он вернулся в Капилавасту. Всего к Будде было направлено девять делегаций, но все делегаты присоединились к Сангхе и стали архатами. Десятая делегация, во главе с Калудайи (Калодайином), другом детства, была принята Буддой, и он согласился отправиться в Капилавасту. Так как для вассаны было ещё рано, Будда отправился в двухмесячное путешествие в Капилавасту пешком, проповедуя Дхарму на своём пути.

В пятой вассане Будда жил в Махавана вблизи Весали (Вайшали). Узнав о предстоящей смерти своего отца, Будда пошёл к Шуддходане и проповедовал ему Дхарму. Шуддходана стал архатом прямо перед своей смертью. После смерти отца его приёмная мать Маха Паджапати просила разрешения присоединиться к Сангхе, но Будда отказался и решил вернуться в Раджагаху. Маха Паджапати не приняла отказа и возглавила группу благородных женщин родов Шакья и Колия, которая последовала за Сангхой. В итоге, Будда принял их в Сангху на том основании, что способность их к просветлению была наравне с мужчинами, но дал им дополнительные правила Винаи для соблюдения.

Будда также был объектом покушений оппозиционных религиозных групп, включая неоднократные покушения на убийство.

Согласно палийской Махапариниббана-сутте в возрасте 80 лет Будда объявил, что скоро он достигнет Паринирваны, или конечную стадию бессмертия, освободив своё земное тело. После этого Будда съел последнюю еду, которую он получил от кузнеца Кунда. Точный состав последней еды Будды неизвестен; традиция Тхеравады предполагает, что это была свинина, в то время как традиция Махаяны говорит, что это были трюфели или какие-то другие грибы.

Махаянская Вималакирти-сутра утверждает, что Будда не заболел и не постарел, он преднамеренно принял такое обличье, для того чтобы показать тем, кто родился в сансаре, ту боль, которую причиняют оскорбительные слова, поощряя тем самым их стремление к Нирване.

Согласно одной из легенд перед смертью Будда спросил учеников, чтобы узнать, остались ли у них какие-то сомнения или вопросы. Их не было. Затем он вступил в Паринирвану; его последние слова были: «Все составные вещи недолговечны. Стремитесь к собственному высвобождению с особым усердием». Будда Гаутама был кремирован в соответствии с обрядом для Вселенского властителя (чакравартина). Его останки (мощи) были разделены на восемь частей и лежат в основании специально воздвигнутых ступ. Некоторые из памятников, как считают, сохранились до нашего времени. К примеру, Далада Малигава на Шри-Ланке - место, где хранится зуб Будды.

Также Будда дал наставление своим ученикам - следовать не за лидером, а следовать за учением, Дхармой. Однако в Первый Буддийский Совет, Махакашьяпа был провозглашен главой Сангхи вместе с двумя главными учениками Будды - Махамоггаллана и Сарипутта, которые умерли незадолго до Будды.


Гаутама Сиддхартха Гаутама Сиддхартха (623-544 гг. до н.э.) - основатель буддизма. Он был сыном царя из Северной Индии. Однажды принц Гаутама покинул дворец и увидел в миру больного старика, нищего и покойника. Потрясённый, он решил отказаться от обеспеченной жизни. Несколько лет он жил в нищете. Когда Гаутама однажды сидел у дерева бодхи в селении Урувела, на него внезапно снизошло просветление: он познал тайну страдания. Гаутама умер, не считая себя Богом. Но после его смерти ему стали поклоняться. Новая религия стала называться буддизм (от санскритского слова будда, что значит просветлённый).

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Гаутама Сиддхартха" в других словарях:

    Гаутама Сиддхартха - (. до н.э.) основатель буддизма. Он был сыном царя из Северной Индии. Однажды принц Гаутама покинул дворец и увидел в миру больного старика, нищего и покойника. Потрясённый, он решил отказаться от обеспеченной жизни. Несколько лет он жил в нищете … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Гаутама, Готама: Будда Гаутама Сиддхартха Гаутама, Будда, основатель буддизма (VI V века до н. э.). Акшапада Гаутама индийский философ II века до н. э., основоположник философии ньяйи. Гаутама в… … Википедия

    БУДДА (6 5 вв. до н.э.) Жизнь Будды. Основатель буддизма Будда (Просветленный). При рождении Будда получил имя Сиддхартха, а имя его клана или семьи Гаутама. Биография Сиддхартхи Гаутамы известна только в изложении его последователей. Эти… … Энциклопедия Кольера

    Сиддхартха. Индийская поэзия Жанр: роман Автор: Герман Гессе Публикация: 1922 «Сиддхартха. Индийская поэзия» аллегорический роман Германа Гессе, впервые был опубликован в берлинском издательстве S. Fischer Verlag в 1922 году … Википедия

    - (Siddhartha) имя основателя буддизма. Чаще его называют Буддха («Пробужденный»), Гаутама (Готама по имени одного из родов племени Шакья, к к рому он принадлежал) или Шакья Муни «Мудрец из племени Шакья». Условно считается, что он родился… … Литературная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Сиддхартха. Сиддхартха. Индийская поэзия Жанр: роман

    - … Википедия

    СИДДХАРТХА ГАУТАМА - см. Будда … Атеистический словарь

    Сиддхартха Гаутама Дата рождения: около 563 до н.э. или 623 до н.э. Место рождения: Лумбини, сейчас в Непале … Википедия

    - (Lumbini), населенный пункт на юге Непала (см. НЕПАЛ), близ границы с Индией (см. ИНДИЯ), в 250 км на юго запад от Катманду (см. КАТМАНДУ). Считается, что именно здесь в 623 до н. э. родился основатель буддизма (см. БУДДИЗМ) принц Гаутама… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Фабула. Монология в двенадцати , Мощук Игорь. К какому жанру отнести беседу двух не совсем трезвых молодых людей, проводящих воскресную ночь в обычной питерской квартире за разговором о любви, боге, творчествеи дружбе? Да если к тому же…
  • Жизнь Будды , Бутромеев Владимир Петрович. Основатель буддизма – реальная историческая личность. Во всяком случае, так считает большинство ученых, занимающихся историей этой религии, на основании сохранившихся до наших дней письменных…

Джонатан Ландау

Принц Сиддхартха. История Будды

By arrangement with Wisdom Publications 199 Elm Street, Somerville, MA 02144 USA

Публикуется по согласованию с издательством «Уиздом Пабликейшнз», США, и Агентством Александра Корженевского, Россия

© Wisdom Publications, 2010

© ООО «Ориенталия», 2016

Благоприятное рождение

Много лет назад в маленьком королевстве на севере Индии произошли события, которым предстояло изменить весь мир. Королеве Майе, жене доброго короля Шуддходаны, приснился чудесный сон. Во сне на неё с небес струился искрящийся белый свет, и в его лучах она увидела великолепного белоснежного слона с шестью большими бивнями. Лучезарный слон подлетал всё ближе и ближе к королеве, пока наконец не влился в её тело. Майя проснулась, наполненная величайшим счастьем, какого никогда раньше не испытывала.

Она тотчас отправилась к мужу, и они вместе спросили придворных мудрецов, что может значить этот странный и удивительный сон. Мудрецы ответили: «О ваши величества, это самый прекрасный сон! Он предвещает, что королева скоро родит сына. Принц однажды станет великим человеком. Рождение такого особенного ребёнка принесёт благо не только вам, но и остальному миру». Услышав эту добрую весть, король и королева преисполнились радости. Особенно был счастлив Шуддходана. Он давно мечтал иметь сына, который потом смог бы править королевством вместо него. Теперь мечтам суждено было сбыться.

В те дни существовала традиция, по которой женщина для рождения ребёнка возвращалась в дом своих родителей. Поэтому, когда появление младенца было уже близко, королева Майя с её многочисленными друзьями и слугами покинула дворец и отправилась в путь к отчему дому.

Не успели они далеко отъехать, как королева попросила остановиться, чтобы отдохнуть. Рядом зеленели прекрасные сады Лумбини, и королева вошла в сад: она хотела найти удобное место для рождения ребёнка. Легенды гласят, что даже животные и растения старались ей помочь, как будто понимали, что должен родиться очень необычный ребёнок. Большое дерево наклонило одну из ветвей, и королева ухватилась за неё правой рукой. Имея такую опору, она родила сына. Слуги бережно приняли мальчика. Всех изумили его красота и спокойствие.

По всей стране тут же распространилось великое чувство покоя и счастья. Люди забыли свои проблемы, прекратили ссоры и думали только о любви и дружбе. Некоторые видели в небе радуги и множество других красивых и необычных явлений.

Мудрецы по всему королевству заметили эти знаки мира и радости. Они взволнованно говорили друг другу: «Только что произошло какое-то очень благоприятное событие. Посмотрите на все эти удивительные знамения! Должно быть, сегодня особенный день!»

Королева Майя не знала, что радость от рождения сына с ней разделило всё королевство. Она взяла младенца на руки и вернулась во дворец. Это было в полнолуние в мае – в начале четвёртого месяца по индийскому календарю.

Визит святого человека

Король Шуддходана встретил королеву и своего сына с большим ликованием. Он устроил пышные торжества и украсил всю страну яркими цветными флагами. То было время великого счастья и покоя. Повсюду ощущалось столько радости, что родители принца решили назвать его Сиддхартха, что означает «тот, кто принёс всё хорошее».

Тогда мудрецы сообщили новое предсказание. «О король, – молвили они, – при рождении твоего сына были самые благоприятные знаки. Когда мальчик вырастет, он станет даже более великим, чем ты сейчас!» Услышав эти вести, король преисполнился гордости. «Если эти люди правы, – думал он, – то, возможно, мой сын Сиддхартха однажды станет правителем не только моего маленького королевства, но и всего мира! Какую великую славу это принесёт мне и моей семье!»

В первые дни после рождения ребёнка во дворец приходили многие люди, чтобы посмотреть на него. Одним из гостей был старец по имени Ашита. Он жил в отшельничестве в далёких лесах, и его почитали как очень святого человека. Король и королева удивились тому, что Ашита покинул своё лесное жилище и появился при дворе. «Святой учитель, твой визит для нас большая честь, – сказали они с глубоким уважением. – Пожалуйста, поведай нам о цели твоего путешествия, и мы сделаем для тебя всё, что в наших силах».

Ашита отвечал: «Благодарю вас за тепло и гостеприимство. Я пришёл сюда издалека, потому что недавно видел чудесные знаки. Они сказали мне, что ваш сын обретёт великие духовные знания на благо всем людям. Всю свою жизнь я посвятил поиску этой священной мудрости. Потому-то я и пришёл сюда быстро, как ветер: я хочу увидеть его».

Взволнованный король поспешил к маленькому принцу, который в это время спал. Осторожно подняв сына, Шуддходана принёс его Ашите. Долгое время святой пристально смотрел на мальчика. Наконец он отступил назад, взглянул печально в небо, глубоко вздохнул и заплакал.

При виде слёз Ашиты король и королева испугались. Они подумали, что святой обнаружил в судьбе ребёнка что-то плохое. Побледнев, король упал на колени и взмолился: «О святой учитель, что из увиденного заставило тебя плакать? Разве ты и другие мудрецы не говорили, что мой сын рождён, чтобы стать великим человеком, обрести высшее знание? А сейчас ты смотришь на него и плачешь. Значит ли это, что принц скоро умрёт? Или с ним произойдёт другое несчастье? Это моё единственное дитя, и я его очень люблю. Пожалей моё сердце, которое сжимается от страха и печали, скажи скорее, что ты увидел».

Ашита посмотрел на родителей с глубокой добротой и успокоил их: «Не огорчайтесь. Я плачу не потому, что предвижу беду. Теперь, когда я наконец взглянул на вашего сына, я точно знаю, что он вырастет не просто великим человеком. Я увидел в этом младенце необычные знаки, например, свет, лучащийся из пальцев. Всё говорит о том, что принца ожидает выдающееся будущее.

Если ваш ребёнок решит остаться с вами и править страной, то он станет величайшим монархом в истории. Он будет властвовать в бескрайнем королевстве и принесёт своему народу много мира и счастья. Но если он откажется от этого, то прославится даже больше! Он станет великим учителем, покажет всем людям, как жить с любовью и гармонией в сердце. Видя печали мира, он покинет ваш дворец и найдёт путь к окончанию всех страданий. Тогда он будет учить этому пути всех, кто захочет слушать.

Не беспокойтесь, дорогие король и королева, я оплакивал не вашего сына. Я оплакивал себя самого. Я провёл всю жизнь в стремлении к истине, в поисках пути избавления от страданий. А сегодня я встретил ребёнка, который однажды станет учить всему, что я хотел знать. Но к тому времени, когда он повзрослеет и начнёт учить, я уже умру. Я не смогу учиться у него в этой жизни. Поэтому я так опечален. Но вам, счастливые родители, не нужно грустить. Радуйтесь, что у вас такой замечательный сын».

Ашита в последний раз посмотрел на мальчика и медленно покинул дворец. Король проводил его взглядом. Огромным облегчением было узнать, что жизни его сына ничто не угрожало. Король подумал: «Ашита сказал, что Сиддхартха станет или великим правителем, или великим наставником. Намного лучше, если сначала он станет королём. Как сильно я гордился бы таким прославленным и могущественным сыном! а позже, когда он состарится, как Ашита, пусть будет святым, если захочет».

Публикации по теме