Решение проблемы онтологии диалектическим материализмом. Учение о формах движения материи у Ф. Энгельса и разработка онтологических проблем в диалектическом материализме Чем отличается онтология от учения диалектического материализма

Кризис классических онтологических моделей

Лекция 11.

«Неклассические онтологии второй половины 19 – 20 веков: иерархические модели бытия»

В рамках одной из предыдущих лекций, посвященных классической философии мы обратили внимание на то, что гегелевский идеализм как ярчайшее выражение классической традиции в каком-то смысле исчерпал возможности традиционных онтологий и дал прямой импульс становлению неклассических онтологических моделей.

Сильной стороной классических философских концепций, ориентированных на построение целостных и замкнутых онтологий, является их установка на принципиальную познаваемость мира и тотальную прозрачность бытия (природного, социального и человеческого) для рациональной рефлексии. Более того, истинно познанное бытие является гарантией истины при оценке всех проявлений человеческой сущности и любых человеческих действий, начиная от проблем различения добра и зла, прекрасного и безобразного и кончая ценностной ориентацией в сугубо практических ситуациях. Соответственно, философия, базирующаяся на развитой онтологии, представляет собой обширную систему взаимосвязанных знаний, позволяющих человеку объяснить и оценить любые явления.

Однако, эта сильная сторона (систематичность, рациональный охват различных явлений с единых позиций), выступала при ее абсолютизации и как серьезная слабость, ибо такого рода философские системы, как правило, носят закрытый, замкнутый характер и претендуют на достижение истины в последней инстанции (абсолютной истины), что противоречит смыслу самой философии.

К середине XIX в. в философии возникает определенный кризис онтологии, как ключевого раздела метафизики. Реакций на замкнутость онтологических систем, на их претензию овладения абсолютной истиной является попытка выйти за пределы данной замкнутости и за пределы рациональности как таковой. Это реализуется в желании «найти какою-то вне разума лежащую действительность», что в свою очередь, как отмечает А.Л. Доброхотов, – «оборачивалось редукцией разума к той или иной иррациональной стихии”. Происходит своеобразный иррационалистический поворот в философии, в результате которого на первый план выдвигается поиск неких «реальностей», не имеющих ничего общего с действительным миром и познаваемых также иррационалистическим образом. Правда при этом следует оговориться, что философское объяснение по сути есть объяснение рационально-теоретическое, даже когда оно принимает иррационалистическую форму. Как мы говорили выше самая иррационалистическая форма философии все равно реализуется как рациональная установка.

Так, Шопенгауэр говорит о “бессознательной космической воле”, которая "не только начало, но и единственная сила, имеющая субстанциальный характер". Кьеркегор пытается противопоставить абстрактное мышление и существование личности, "радикально разъединяя мышление и существование". В результате Бог у него - не философский абсолют, а живой Бог. В основе его постижения лежит вера, а не разум. Фейербах, напротив, ставит в центр всего человека, который выступает как действительное бытие, где даже Бог есть творение человеческого разума, на которого переносятся свойства человеческой личности. Однако иррационалистическая реакция на гипертрофированный рационализм (и особенно гегелевский спекулятивный идеализм и панлогизм) - не единственная форма отказа от традиционных онтологий.


Во многих случаях отказ от онтологии выступал просто как абсолютизация гносеологической сущности философии (неокантианство марбургской школы) или перевод всей философской проблематики в область методологии и эпистемологии (прежде всего позитивизм первой и второй волн). Источником этого стал бурный рост естественнонаучных и гуманитарных знаний в 19 веке, о чем мы писали в предыдущей лекции, а также радикальные изменения общекультурной роли и влияния научного знания. Научная революция рубежа конца19 - начала 20 веков лишь закрепила этот несомненный “гносеологический крен” философии.

В этот же период остро встает проблема ценностей и оформляется аксиология, как третий важнейший раздел метафизики, если ее понимать в классическом смысле как теоретическое ядро философского знания.. Кризис традиционных ценностей и отчетливо проявившееся ценностное измерение различных видов знания, в том числе и научного, привлекает пристальное внимание новых философских школ (баденская школа неокантианства), выдвигает новых философских кумиров, типа Ницше, и академических авторитетов, типа В. Виндельбанда. При этом явный недоучет ценностной проблематики в предшествовавших метафизических построениях бросает тень и на онтологию в целом, как самостоятельную философскую дисциплину.

Параллельно, под метафизикой в свете новых эволюционных представлений в науке все чаще начинает пониматься такая картина природы, где последняя выглядит застывшей и неизменной во времени, т.е. метафизика отождествляется не только со спекулятивно-идеалистическими онтологиями, но и с философией природы, опирающейся на классическую ньютоновскую механику, в частности, с построениями французского материализма 18 века.

В результате всех этих процессов термины «метафизика» и “онтология” рассматриваются как синонимы и отождествляются с замкнутыми и статичными субстанциалистскими онтологиями классического типа (равно и материалистическими, и идеалистическими), приобретая отчетливо выраженный негативный оттенок.

Если негативный смысл в понятие “метафизика” и по сию пору вкладывается представителями некоторых философских школ, то указанный кризис онтологизма оказался не столь долгим и уже в конце 19–нач. 20 вв. “на смену психологическим и гносеологическим трактовкам онтологии приходят направления, ориентирующиеся на пересмотр достижений предшествующей западноевропейской философии и возврат к онтологизму”.

Возврат к онтологической проблематике и к представлению философии как особого рода связанной системы был не случаен, а представлял собой, с одной стороны, преодоление абсолютизации гносеологической интерпретации философии, а с другой – переход к более сложному философскому пониманию структуры бытия и месту в нем человека. В результате буквально все течения современной философии “возвращаются к онтологии”. Однако акценты в этих новых - неклассических - онтологиях будут расставляться различные: где-то совершенно новую форму примет философия природы (прежде всего у Энгельса и в диалектическом материализме), где-то принципиально новое звучание получит спекулятивно-метафизическое измерение онтологии и трактовка идеальных объектов (например, в творчестве Николая Гартмана), а в ряде философских школ упор будет сделан на антропологическом измерении онтологии и на первый план выйдут различные интерпретации экзистенциального и культурного бытия человека (феноменология, экзистенциализм, герменевтика и т.д.). В некоторых же трудах с разной степенью проработки и обстоятельности будут предприняты попытки осуществить органический синтез этих трех векторов онтологического анализа с новым осмыслением классической онтологической проблематики, связанной со статусом божественного бытия.

К рассмотрению этих ключевых ходов неклассической онтологической мысли, продолжающих разрабатываться в работах современных философов, мы теперь и переходим. В представляемых концепциях онтологии на первый план выходит проблема разноуровневого и определенным образом субординированного устройства бытия, а также возможность его генетического объяснения.

Иерархичность бытия, как идея, реализовывалась в самых различных вариантах, наиболее известными из которых стали диалектический материализм и "новая онтология" Н. Гартмана,. Однако, еще раньше иерархичную модель природы набросал в своих рукописях с показательным названием “Диалектика природы” Ф. Энгельс.

В истории философии и науки, как мы уже отмечали выше, всегда была важной идея субстанциальности в качестве объясняющего фактора как природных, так и общественных процессов и явлений. С развитием наук он стала во всё большей степени приобретать конкретно-научные черты.

Так, в основе физики Ньютона лежало убеждение в “простоте” устройства мира и его исходных элементов. Поэтому в качестве субстанции стала выступать материя, понимаемая как вещество или механическая масса (то есть количество материи), которая состоит из физически неделимых мельчайших частиц – атомов. “Быть материальным” означало “состоять из неделимых частиц”, обладающих массой покоя.

Это была механическая картина мира, в которой материя представляла собой иерархию систем. Вначале атомы связываются в некоторые тела, которые в свою очередь образуют более крупные тела, и так вплоть до космических систем. Вещество равномерно распределено во Вселенной и пронизывается силами всемирного тяготения. Причем скорость распространения взаимодействий считалась бесконечной (принцип дальнодействия).

Соответственно, в этой физике пространство и время рассматривались как абсолютные сущности, не зависимые друг от друга и от других свойств материальной действительности, хотя к этому времени существовали и иные концепции (например, Августина или Лейбница). Ньютон, как позже отмечал А. Эйнштейн, фактически дал модель мира, которая в силу своей стройности, долгое время оставалась непревзойденной. “Мышление современных физиков в значительной мере обусловлено основополагающими концепциями Ньютона. До сих пор не удалось заменить единую концепцию мира Ньютона другой, столь же всеохватывающей единой концепцией”.

В то же время, отмечает А. Эйнштейн, концепция Ньютона по существу представляла собой именно теоретическую (сконструированную) модель, которая не всегда вытекала из опыта. В философском плане, Ньютон дал своеобразную натурфилософскую картину мира, которая базировалась на том, что физические закономерности, присущие части мироздания, распространялись на все его образования, включая человека и общество. Предлагалась абсолютно гомогенная, лишенная динамики и иерархичности, картина мира.

Таким образом, обоснование материального единства мира здесь было связано с очень сильными теоретическими допущениями, характерными для философии метафизического материализма данного периода. “Хотя всюду заметно стремление Ньютона представить свою систему как необходимо вытекающую из опыта и вводить возможно меньше понятий, не относящихся непосредственно к опыту, он тем не менее вводит понятия абсолютного пространства и абсолютного времени… Ясное понимание им этого обстоятельства выявляет как мудрость Ньютона, так и слабую сторону его теории. Логическое построение его теории было бы безусловно более удовлетворительным без этого призрачного понятия”.

Доминирование физики в системе наук во многом определило философские представления об устройстве мира, которые в буквальном смысле отождествляли конкретную физическую картину мира с философией природы и даже онтологией как таковой. Это не могло не отразиться и на теории познания, в которой исходили из неизменной сущности познаваемого объекта и абсолютности истины.

Однако, само развитие физики подвергло сомнению установленные физикой Ньютона взгляды на мир. На рубеже XIX–XX вв. в физике происходят кардинальные открытия. А с 1895 по 1905 год эти открытия в силу их количества и значимости приобретают взрывной характер, разрушая старые представления о физике и той картине мира, которая на ней базировалась. Перечислим некоторые из них:

1895 г. – открытие рентгеновских лучей;

1896 – открытие явления самопроизвольного излучения урана;

1897 – открытие электрона;

1898 – открытие радия и процесса радиоактивности;

1899 – измерение давления света и доказательство электромагнитной массы;

1900 – создание М. Планком теории квантов;

1903 – создание Резерфордом и Содди теории радиоактивного распада;

Даже без специального анализа видно, что каждое из данных открытий разрушало основанные на теории Ньютона физические представления и наносило удар по метафизическому материализму, который был в этот период господствующей философией природы и выступал, с одной стороны философским основанием физики, а с другой – базировался при построении философской онтологии на принципах классической физики. Кризис ньютоновской физики показал принципиальную относительность конкретно-научных представлений о мире, опиравшихся на очень сильные допущения в интерпретации мира. Оказалось, что сам принцип экстраполяции (распространения) наших знаний о части Вселенной на весь мир неправомерен и ограничен, что законы микро-, макро- и мегамира могут в значительной степени отличаться друг от друга.

Парадокс философской ситуации данного периода заключался в том, что метафизический материализм был уже не способен объяснить новые явления в физике, а наиболее мощная философская система, которая потенциально могла бы выступить основой философских оснований наук, то есть идеалистическая диалектика Гегеля, была и не без усилий самого ее автора, оторвана от развития конкретных наук.

Для решения новых мировоззренческих и методологических проблем в науке необходима была синтетическая концепция, соединяющая в себе материалистические и диалектические компоненты подхода к миру, и на эту роль стал претендовать диалектический материализм (или материалистическая диалектика, что одно и то же).

В рамках данной концепции была осуществлена попытка выработать новый тип онтологии, базируясь на соединении новейших знаний из области естественных наук, прежде всего физики, и диалектико-материалистической разновидности философии. Огромную роль здесь сыграли работы по философии природы Ф. Энгельса. И хотя “Диалектика природы “ - основной его труд в этой области - была опубликована много позднее, тем не менее именно с высоты последующих онтологических построений (того же советского диамата и онтологии Н. Гартмана) мы можем по достоинству и в «чистом» виде оценить глубину и подлинную неклассичность энгельсовских идей.

Философия диалектического материализма, восходящая к работам основоположников марксизма, в вопросах онтологии базировалась на синтезе материалистических учений и материалистически истолкованной диалектики Гегеля, что позволяет её по многим пунктам относить к классической модели онтологии. Однако качество целого несводимо, как мы помним, к качеству образующих его частей. Само такое объединение материализма и диалектики обнаружило радикальную новизну и неклассичность . Во-первых, появилась возможность построения целостной, но открытой и незамкнутой философии природы с учетом все время обновляющегося массива научных данных, и, во-вторых, возможность распространить материалистические представления на сферу общественных явлений. Первая из этих возможностей как раз и была реализована Энгельсом в “Диалектике природы”.

Разработка указанной проблематики Ф. Энгельсом была связана с проблемой классификации наук и поисками фундаментального основания такой классификации. Возникший в это время позитивизм, утверждающий, что время метафизических построений завершилось, попытался систематизировать науки на основании их механического суммирования, что упрощало реальную картину бытия.

Так, например, Огюст Конт предложил чисто формальную систему классификации наук. В философском плане она была основана на метафизическом представлении о неизменной сущности вещей и их отражении в наших понятиях. То есть раз полученная истина в науках, оставалось незыблемой. В результате, науки, которые исследовали различные части природы, рассматривались изолированно друг от друга, и их расположение в контовской классификации было чисто методическим, создаваемым для удобства. Это была линейная классификация, основанная на принципе внешней координации научных дисциплин из которой не былая ясна сама взаимосвязь областей онтологии, которые отражаются в каждой из наук. Подразумевалось, что каждая из наук исследует какую-то часть реальности, а поэтому совокупность наук должна была бы нам дать полную картину этой реальности, которая могла бы быть реализована в некой единой системе наук. Схематично это можно представить следующим образом:

МАТЕМАТИКА¦ ФИЗИКА ¦ ХИМИЯ¦ СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА

Сама идея такого системного понимания была прогрессивной, но на самом деле значительно упрощала реальную картину бытия, так как во-первых, все время происходит появление новых наук, идет процесс их дифференциации, а, во-вторых, основу системы должны составлять принципы, находящиеся вне ее, то есть метафизические. Поэтому, если в философской классике попытки связать науки и метафизику страдали спекулятивностью, то в позитивизме, упрощением ситуации. Это было удобно, как отмечал Ф. Энгельс для преподавания, но не более.

В противовес этой позиции Ф. Энгельс закладывает принцип взаимосвязи между науками. Иначе говоря, взаимосвязь между науками и их субординация не случайны, а определяются единством самого материального бытия. Соответственно, важнейшими методологическими предпосылками, которые можно положить в основу классификации наук, а значит и единой картины природного бытия, выступают – принцип монизма и принцип развития .

Науки, утверждает Энгельс, можно субординировать по их предметам, отражающим объективное восхождение человеческой мысли от более простого к более сложному. Более того, такое познавательное восхождение отражает диалектическое развитие самой природы, порождающей более сложные формы из простых. Единство материи и монизм в науке неотделимы здесь от развития конкретных природных форм и сложной системы иерархических и генетических связей между ними, а принцип развития, в свою очередь, реализуется не иначе, как через качественную специфику и единство предмета каждой из наук. Иными словами, Ф. Энгельс делает гениальный для своего времени диалектический вывод, совершенно не утративший своего значения и сегодня: подлинная целостность не может не развиваться и не дифференцироваться, а развитие всегда целостно . Это касается и бытия, и познания.

Поскольку в основе мира и его научного познания лежит материальное субстратное начало, то Энгельс начинает с поисков этого начала в качестве основы классификации наук. Изначально он в качестве такового выделяет энергию и, соответственно, классификация принимает следующий вид, в которой усложнение вида энергии приводит к усложнению и области исследований в науке:

МЕХАНИЧЕСКАЯ - ФИЗИЧЕСКАЯ - ХИМИЧЕСКАЯ - БИОЛОГИЧЕСКАЯ - СОЦИАЛЬНАЯ

Однако энергии в качестве субстратного начала оказалась недостаточно. Это позволяло субординировать лишь механику, физику и химию. Энгельс ищет иное субстратное начало, которое должно определять формы движения материи . Соответственно, материальным носителем механической формы движения выступает – масса; физической – молекула; химической – атом; биологической – белок. Схема приобретает следующий вид.

В диалектическом материализме

Такова судьба Европы, и как всякая судьба, она не должна быть причинно объяснена. Почему люди отказались от Абсолюта͵ Бога, почему они решили взять на самих себя функции Абсолюта? - эти вопросы остаются без ответа͵ и Хайдеггер честно о том говорит.

Новое время отказалось от метафизики, а вместе с ней и от идеи абсолютного бытия. Философские истоки упразднения понимания бытия как абсолютного и предельного основания мировоздания лежат в средневековом номинализме, философском учении, отрицающим онтологическое значение универсалий (общихпонятий). Возникнув в V в. н.э., номинализм достигает расцвета в XIV в. самый выдающийся номиналист этого времени Оккам, используя идеи своего предшественника Дунса Скота͵ объявил Бога творцом, а сам акт творения рассматривал как Божественную волю. Номиналисты утверждали, что Бог сначала своей волей творит вещи, а затем уже в его уме возникают идеи этих вещей. По этой причине и порядок познания должен быть такой: познавать вещи как единичные данности, как ʼʼвот этоʼʼ, а затем выяснять отношения между терминами, их обозначающими. Что касается умопостигаемых реальностей, к которым относится бытие, то они не могут являться предметом всœеобщего и крайне важно го знания. Познание - продукт познающей души, а потому оно субъективно. Нельзя делать заключение от представления о вещи к самой вещи. Поскольку Бог своей волей может породить в душе такое представление, которому нет никакого соответствия в реальности. Следовательно, мышление не тождественно бытию. В результате разум лишался той укорененности в бытии, которая признавалась со времен Парменида. Разум человека объявлялся самостоятельной внутренней деятельностью, не зависящей от Логоса, Бога, Абсолюта͵ а потому большое внимание уделялось теперь открытию законов логики и их изучению. Номинализм ставит проблему истины в прямую зависимость от субъективных познавательных способностей человека. Номиналисты объявили человеческий ум самой непосредственной и самоочевидной реальностью, существующей сама по себе. Номиналисты говорили: уму непосредственно дан только сам ум через посредство рефлексии. Разум, ум рассматривались теперь не как реальная сущность, а лишь как направленность на реальность интенциальность.

Существование самоочевидных и умопостигаемых истин отрицались: разуму человека теперь нужно было прибегать к интеллектуальным уловкам, чтобы достичь какого-либо приближения к истинному знанию. Именно номинализм заложил основания для выделœения гносœеологии в самостоятельную область исследования, занятую изучением способов и методов постижения реальности спомощью ума человека. Номинализм оказал огромное влияние на мыслителœей Запада XVII - XVIII вв., как эмпирического направления (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Л. Юм и др.), так и рационалистического (Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Так, Юм утверждал, что быть - значит быть единичным фактическим существованием. Номиналистически ориентированные философы занялись изучением возможностей познания, признав человеческий ум самодостаточным для деятельности познания. Произошло возвеличивание человека и его ума. Нагляднее всœего номиналистическая традиция, усвоенная протестантизмом, проявилась в философии И. Канта бытие и вся связанная с ним проблематика не интересуют Канта. Предмет его философии - знание и субъект знания. Он отвергает принцип тождества мышления и бытия (главный принцип парменидовской и аристотелœевско-средневековой традиции), возможность интеллектуального созерцания, связь ума человека с Логосом - Абсолютом. Утверждая существование априорных форм чувственности и рассудка, Кант придал им функцию направлять ум (провоцировать интенциональность ума), но не к постижению Бога, Абсолюта͵ а на познание объекта͵ который не имеет автономного существования. Но конституируется в мире опыта͵ ᴛ.ᴇ. в мире отношений предметного мира и человека как субъекта познания. Кант, как и номиналист Дунс Скот, рассматривает Божественную волю основанием творения.

Диалектический материализм уравнивает понятие реальности, бытия и природы. Марксизм также вводит понятие общественного бытия как оппозицию общественного сознания. Диалектический материализм в целом не отрицает что сознание, мышление имеют бытие, но придерживаются мнения что бытие сознания, мышления порожденное и обозначенное через бытие материи, природы. В материалистической гносœеологии бытие противопоставлено сознанию как объективная реальность, что существует в подсознании (вне сознания) и этим обозначает ее (осознание). Диалектический материализм считает объективно-реальное бытие (материю) независимым от сознания, чувств, опыта͵ человечества. Диалектический материализм придерживается мнения что бытие это объективная реальность, а сознание есть отображение бытия.

Принято выделять ряд различающихся и в то же время взаимосвязанных базовых форм бытия:

Бытие вещей (тел), процессов включает бытие вещей, процессов, состояний природы; бытие природы как целого и бытие ʼʼвторой природыʼʼ, то есть вещей и процессов, произведенных человеком.

Бытие человека - как в мире вещей, так и специфически человеческое бытие.

Бытие духовного (идеального) разделяется на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное.

Бытие социального делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

Субстанция (лат. сущность)- объективная реальность в аспекте внутреннего единства всœех форм ее саморазвития, всœего многообразия явлений природы и истории, включая человека и его сознание, и потому фундаментальная категория научного познания, теоретического отражения конкретного (Абстрактное и конкретное). В истории философии первоначально С. принято понимать как вещество, из к-рого состоят всœе вещи. В дальнейшем, в поисках основания всœего сущего, С. начинают рассматривать как особое обозначение бога (схоластика), что ведет к дуализму души и тела. Последний - своеобразное выражение несовместимости теологического и научного мышления. В новое время наиболее остро проблема С. была поставлена Декартом. Преодоление дуализма на путях материалистической философии осуществил Спиноза, к-рый, считая протяженность и мышление атрибутами единой телœесной С., рассматривал ее как причину самой себя. При этом Спиноза не сумел обосновать внутренней активности, ʼʼсамодеятельностиʼʼ С. Эта задача была решена (хотя и непоследовательно) в нем, классической философии. Уже Кант понимает С. как ʼʼто постоянное, лишь в отношении с которым можно определить всœе временные явленияʼʼ. При этом С. трактуется им субъективно как априорная форма мышления, синтезирующего опытные данные. Гегель определяет С. как целостность изменяющихся, преходящих сторон вещей (в к-рых она ʼʼоткрывается как их абсолютная отрицательность, т. е. как абсолютная мощь и вместе с тем как богатство всякого содержанияʼʼ), ʼʼсущественную ступень в процессе развития идеиʼʼ (человеческого познания), ʼʼоснову, всякого дальнейшего подлинного развитияʼʼ, с этим связано понимание С. одновременно и как субъекта͵ т. е. как активного самопорождающего и саморазвивающегося начала. Вместе с тем С. рассматривается Гегелœем идеалистически, лишь в качестве момента развития абсолютной идеи. Марксистская философия критически перерабатывает эти идеи с т. зр.
Размещено на реф.рф
материализма. С. принято понимать здесь как материя и одновременно как субъект всœех своих изменений, т. е. активная причина всœех собственных формообразований, а потому она не нуждается в извне привходящей деятельности особого, отличного от нее ʼʼсубъектаʼʼ (бога, духа, идеи, ʼʼЯʼʼ, сознания, экзистенции и т. д.). В понятии С. материя отражена не в аспекте ее противоположности сознанию, а со стороны внутреннего единства всœех форм ее движения, всœех различий и противоположностей, включая и противоположность бытия и сознания. Маркс в ʼʼКапиталеʼʼ, анализируя стоимость, прежде всœего ставит вопрос о ее С., независимой от всœех частных (особенных) форм ее проявления (от меновой и прибавочной стоимости, от прибыли, ренты и т. п.). Любая товарная форма продукта рассматривается в этой связи как ʼʼпростой сгусток лишенного различий человеческого трудаʼʼ, к-рый ʼʼобразует субстанцию меновой стоимостиʼʼ и всœех ее развитых форм. Благодаря этому только и была открыта тайна прибавочной стоимости и капитала, в виде к-рого стоимость выступает как ʼʼсаморазвивающаяся, как самодвижущаяся субстанцияʼʼ, как ʼʼавтоматически действую-, щий субъектʼʼ. В этом понимании С. предстает как осн. категория материалистического монизма, как основа и условие подлинного, содержательного единства теории. /Вот почему Ленин требовал ʼʼуглубить познание материи до познания (до понятия) субстанцииʼʼ, считая, что ʼʼдействительное познание причины есть углубление познания от внешности явлений к субстанцииʼʼ (т. 29, с. 142 -143). Анти-субстанциалистская позиция в философии отстаивается позитивизмом, к-рый объявляет С. мнимой и потот му вредной для науки категорией. Отказ от категории С., утрата ʼʼсубстанциальнойʼʼ т. зр.
Размещено на реф.рф
ведет теорию на путь разложения, бессвязного эклектизма, формального объединœения несоединимых взглядов и положений, представляет, по выражению Маркса, ʼʼмогилу наукиʼʼ.

проблема двух субстанции. Проблема отношения субъекта к объекту как отношения познающего к познаваемому всœегда была одной из центральных проблем философии. В рамках решения этой проблемы понимались и природа, и сущность субъекта и объекта. Так, в античной философии отношение субъекта и объекта воспроизводилось как отношение знания, формируемого мнением (ложное знание) и философией. Великий философ Античности Демокрит писал: "Лишь в общем мнении существует сладкое, в мнении – горькое, в мнении – теплое, в мнении – холодное, в мнении – цвет, в действительности же существуют атомы и пустота" . Философия Нового времени резко противопоставила субъект и объект. Субъект понимался как сознание, познающее самое себя, выступающее одновременно в качестве субъекта и объекта. Для Декарта самосознание человека есть такое начало, в котором сомневаться нельзя, ибо сам акт сомнения уже предполагает "я" ("я мыслю, следовательно, существую"). Тем самым Декарт поставил для последующей философии вопрос об отношении "внутреннего мира" сознания и "внешнего мира" объективной реальности. Субъект и объект в философии Декарта предстают как две противоположности. Для мыслящей субстанции подбираются признаки, противоположные мыслимой, то есть материальной: если материальная вещь имеет протяженность, то субстанция мыслящая есть непротяженная субстанция, в случае если материальная субстанция обладает количественными характеристиками, то дух – качественными и т.д. Отсюда и логическое взаимоисключение двух субстанций. Задача субъекта свелась у Декарта к познанию самого сознания, а точнее самосознания субъекта.

В диалектическом материализме - понятие и виды. Классификация и особенности категории "В диалектическом материализме" 2017, 2018.

Основные направления онтологии


Онтология
– учение о бытии. Проблема бытия – одна из старейших в философии. Во всех известных нам развитых философских системах есть учение о бытии. Но понимание бытия принципиально различается в идеализме и материализме. В общем, существует два основных варианта онтологии.
В объективном идеализме утверждается существование особого мира духовных сущностей вне человека. Этот мир лежит в основе чувственно воспринимаемого мира вещей, явлений и т. п. Здесь можно вспомнить концепцию Платона.
А существует ли онтология в субъективном идеализме? Поскольку утверждается, что вещи, предметы и т. д. – продукт сознания человека, его деятельности, может показаться, что в субъективном идеализме нет онтологии. Но это не так. Вспомним концепцию Беркли. Вещь – это комплекс ощущений, восприятий. Вещь существует, обладает бытием постольку, поскольку она воспринимается. Восприятие, ощущения у человека есть, у них есть бытие, а бытие вещей зависит от бытия восприятий. Таким образом, в субъективном идеализме также есть онтология, но специфическая онтология, ставящая в основу бытие человеческого сознания.
В материализме утверждается онтология иного типа. В ее основе – утверждение материального, объективного бытия как первичного по отношению к субъективному бытию (бытию сознания, идеального).
Диалектико-материалистическая онтология отказывается от схоластических рассуждений о «чистом бытии», «бытии вообще». Есть бытие материальное и бытие духовное; второе зависит от первого. Отсюда следует, что понятие бытия в конечном счете означает бытие материи. Диалектико-материалистическая онтология – это философская теория материального бытия, материи.
В ходе развития философской мысли предлагались различные концепции материи. В философии Древнего мира формируется идея о том, что в многообразии вещей, явлений окружающего мира есть некое объединяющее их первоначало.

Субстанция

В качестве материи, первоначала предлагались конкретные вещества: вода, воздух, огонь и т. д. – или в отдельности, или группами (пять первоначал в натурфилософии Древнего Китая, четыре – в философии Древней Индии и Древней Греции). В дальнейшем важную роль в материализме сыграла атомистическая концепция, в которой материя понималась как множество атомов (неизменных, неделимых, несотворимых и неуничтожимых мельчайших частиц), которые движутся в пустоте, сталкиваются друг с другом и, соединяясь, образуют различные тела.
Различие вещей атомисты объясняли тем, что атомы отличаются по форме, весу и величине и образуют различные конфигурации при соединении.
Идея о том, что у всех вещей, явлений мира имеется универсальная, единая материальная основа, – одна из исходных идей материалистической философии. Эта единая основа называлась или термином «субстанция», или термином «субстрат» (субстрат – это то, из чего что-нибудь состоит). Это субстратно-субстанциональное понимание материи.
В последующем были предложены другие варианты субстратно-субстанционального понятия материи. В XVII в. Декарт и его последователи предложили «эфирную» концепцию материи .
Концепция Декарта была впоследствии развита Максвеллом. Он постулировал существование «эфира», заполняющего все пространство. В эфире распространяются электромагнитные волны.
В XVIII–XIX вв. ведущей становится вещественная концепция материи. Материя понимается как вещество, совокупность физико-химических тел и эфир. В силу этой двойственности объяснение одних явлений опирается на атомические представления (например, в химии), а объяснение других (например, в оптике) – на представления об эфире. Успехи, достигнутые естествознанием XIX в. на основе этой концепции, привели многих ученых к убеждению, что она дает абсолютно правильное представление о материи.
Субстратно-субстанциональное понимание материи в целом опирается на две идеи: а) материя (субстанция) характеризуется обычно небольшим числом неизменных свойств, эти свойства заимствуется из опытных данных, и им придается универсальное значение; б) материя (субстанция) рассматривается как некий носитель свойств, отличный от них. Свойства материальных объектов как бы «навешиваются» на абсолютно неизменную основу. Отношение субстанции к свойствам в известном смысле подобно отношению человека к одежде: человек, будучи носителем одежды, существует и без нее.
Субстратно-субстанциональное понимание материи метафизично по своему существу. И не случайно оно было дискредитировано и ходе революции в естествознании конца XIX – начала XX в. Обнаружилось, что такие характеристики атомов, как неизменность, неделимость, непроницаемость и т. п., потеряли свое универсальное значение, а предполагаемые свойства эфира настолько противоречивы, что сомнительно само его существование. В этой ситуации ряд физиков и философов пришли к выводу: «Материя исчезла». Нельзя сводить материю к какому-то частному, конкретному ее виду или состоянию, рассматривать ее как некую абсолютную, неизменную субстанцию.


Онтология – учение о бытии. Проблема бытия – одна из старейших в философии. Во всех известных нам развитых философских системах есть учение о бытии. Но понимание бытия принципиально различается в идеализме и материализме. В общем, существует два основных варианта онтологии.

В объективном идеализме утверждается существование особого мира духовных сущностей вне человека. Этот мир лежит в основе чувственно воспринимаемого мира вещей, явлений и т. п. Здесь можно вспомнить концепцию Платона.

А существует ли онтология в субъективном идеализме? Поскольку утверждается, что вещи, предметы и т. д. – продукт сознания человека, его деятельности, может показаться, что в субъективном идеализме нет онтологии. Но это не так. Вспомним концепцию Беркли. Вещь – это комплекс ощущений, восприятий. Вещь существует, обладает бытием постольку, поскольку она воспринимается. Восприятие, ощущения у человека есть, у них есть бытие, а бытие вещей зависит от бытия восприятий. Таким образом, в субъективном идеализме также есть онтология, но специфическая онтология, ставящая в основу бытие человеческого сознания.

В материализме утверждается онтология иного типа. В ее основе – утверждение материального, объективного бытия как первичного по отношению к субъективному бытию (бытию сознания, идеального).

Диалектико-материалистическая онтология отказывается от схоластических рассуждений о «чистом бытии», «бытии вообще». Есть бытие материальное и бытие духовное; второе зависит от первого. Отсюда следует, что понятие бытия в конечном счете означает бытие материи. Диалектико-материалистическая онтология – это философская теория материального бытия, материи.

В ходе развития философской мысли предлагались различные концепции материи. В философии Древнего мира формируется идея о том, что в многообразии вещей, явлений окружающего мира есть некое объединяющее их первоначало.



В качестве материи, первоначала предлагались конкретные вещества: вода, воздух, огонь и т. д. – или в отдельности, или группами (пять первоначал в натурфилософии Древнего Китая, четыре – в философии Древней Индии и Древней Греции). В дальнейшем важную роль в материализме сыграла атомистическая концепция, в которой материя понималась как множество атомов (неизменных, неделимых, несотворимых и неуничтожимых мельчайших частиц), которые движутся в пустоте, сталкиваются друг с другом и, соединяясь, образуют различные тела.

Различие вещей атомисты объясняли тем, что атомы отличаются по форме, весу и величине и образуют различные конфигурации при соединении.

Идея о том, что у всех вещей, явлений мира имеется универсальная, единая материальная основа, – одна из исходных идей материалистической философии. Эта единая основа называлась или термином «субстанция», или термином «субстрат» (субстрат – это то, из чего что-нибудь состоит). Это субстратно-субстанциональное понимание материи.

В последующем были предложены другие варианты субстратно-субстанционального понятия материи. В XVII в. Декарт и его последователи предложили «эфирную» концепцию материи .

Концепция Декарта была впоследствии развита Максвеллом. Он постулировал существование «эфира», заполняющего все пространство. В эфире распространяются электромагнитные волны.

В XVIII–XIX вв. ведущей становится вещественная концепция материи. Материя понимается как вещество, совокупность физико-химических тел и эфир. В силу этой двойственности объяснение одних явлений опирается на атомические представления (например, в химии), а объяснение других (например, в оптике) – на представления об эфире. Успехи, достигнутые естествознанием XIX в. на основе этой концепции, привели многих ученых к убеждению, что она дает абсолютно правильное представление о материи.

Субстратно-субстанциональное понимание материи в целом опирается на две идеи: а) материя (субстанция) характеризуется обычно небольшим числом неизменных свойств, эти свойства заимствуется из опытных данных, и им придается универсальное значение; б) материя (субстанция) рассматривается как некий носитель свойств, отличный от них. Свойства материальных объектов как бы «навешиваются» на абсолютно неизменную основу. Отношение субстанции к свойствам в известном смысле подобно отношению человека к одежде: человек, будучи носителем одежды, существует и без нее.

Субстратно-субстанциональное понимание материи метафизично по своему существу. И не случайно оно было дискредитировано и ходе революции в естествознании конца XIX – начала XX в. Обнаружилось, что такие характеристики атомов, как неизменность, неделимость, непроницаемость и т. п., потеряли свое универсальное значение, а предполагаемые свойства эфира настолько противоречивы, что сомнительно само его существование. В этой ситуации ряд физиков и философов пришли к выводу: «Материя исчезла». Нельзя сводить материю к какому-то частному, конкретному ее виду или состоянию, рассматривать ее как некую абсолютную, неизменную субстанцию.

2.2. Материя – объективная реальность


Диалектический материализм отказывается от понимания материи как абсолютного субстрата, субстанции. Еще до революции в естествознании Энгельс говорил о неэффективности поисков «материи как таковой». Материи как особого субстрата, начала, которое служит материалом для построения всех конкретных вещей, предметов, – нет. Материю как таковую, указывал Энгельс, в отличие от конкретных вещей, явлений никто не видел, не испытывал каким-либо чувственным образом.

В диалектическом материализме определение материи, во-первых, дается на базе решения основного вопроса философии. Материалистическое решение первой стороны основного вопроса философии указывает на первичность материи по отношению к сознанию, решение второй стороны основного вопроса философии указывает на познаваемость материи. Имея это в виду, В. И. Ленин определял материю как объективную реальность, существующую вне и независимо от сознания и отображаемую им.

Во-вторых, диалектический материализм указывает на бесперспективность какого-либо усовершенствования субстратно-субстанционального понимания материи. Дело в том, что это понимание в принципе предполагает допущение о существовании абсолютно элементарных, неизменных «атомов». Но это допущение приводит к неразрешимым трудностям, в частности, к выводу о бесструктурности таких «атомов», об отсутствии у них внутренней активности и т. п. Но тогда остается совершенно непонятным, как могут образовываться и развиваться материальные объекты, состоящие из таких «атомов». Вольно или невольно тогда придется апеллировать к внешним по отношению к материи силам со всеми вытекающими отсюда следствиями.

Нет абсолютной субстанции; материя – это многообразная и изменчивая объективная реальность. В диалектическом материализме вместо субстратно-субстанционального понимания развивается атрибутивное понимание материи.



Материальный мир представляет собой бесконечное множество структурно организованных, разнокачественных отдельных материальных объектов, находящихся в многообразных взаимосвязях и изменениях.

В своем практическом взаимодействии с материальным миром человек имеет дело именно с отдельными материальными объектами . Эти объекты воспринимаются как нечто специфически индивидуальное. В результате сравнения различных отдельных материальных объектов улавливается их сходство, общность в определенных отношениях. Есть разные классы сходных объектов, меньшие и большие по количеству их членов. Для обозначения того, что присуще всем материальным объектам, употребляется термин «всеобщее», или «атрибут».

Атрибуты материи отражаются в философских категориях. В обычном словоупотреблении термин «категория» употребляется как синоним для обозначения какого-нибудь множества объектов. В философии же под категориями понимаются понятия, отражающее всеобщее. Категории, обозначающие и отражающие атрибуты материи, называются онтологическими категориями.

Не следует отождествлять атрибуты материи и онтологические категории. Ведь атрибуты материи существуют объективно, а категории – в познании и сознании. Смешение атрибутов и категорий происходит часто оттого, что и то и другое может обозначать одним словом. Возьмем, к примеру, слово «время». Оно может обозначать само реальное время (атрибут материи) и понятие о времени (категорию). В таких случаях нужно уточнить смысл употребления такого слова в различных контекстах.

Поскольку всеобщее (атрибуты) в отдельных объектах существует в связи с единичным, то понятия о содержании атрибутов материи имеют тот же источник, что и понятия о единичном, – из опыта, общественной, исторической практики. Содержание атрибутов материи выявляется не путем схоластических, умозрительных операций, а на основании изучения конкретных видов материи (различных неорганических, органических и социальных объектов).

Атрибуты материи взаимосвязаны друг с другом. Диалектическое понятие материи не только указывает на отдельные атрибуты, но и раскрывает их содержательные взаимосвязи. Для построения системы атрибутов необходимо и целесообразно применить диалектический метод (прежде всего диалектический анализ и диалектический синтез).

2.3. Явление и сущность


Диалектический анализ материального объекта предполагает раздвоение единого на противоположности. Диалектический анализ как последовательный переход от «конкретного к абстрактному» (К. Маркс) должен начинаться с наиболее «конкретных» (т. е. самых сложных, самых богатых содержанием) атрибутов. При этом во избежание субъективизма при исследовании атрибутов материального объекта необходимо постоянно учитывать принцип единства теории и практики. Диалектический анализ объекта должен опираться на историю практической деятельности (в частности, историю техники), историю всех наук (в частности, естествознание) и историю философии. Начнем с последней.

Уже мыслители Древнего мира «раздваивали» мир на нечто внешнее, чувственно-данное и нечто такое, что находится за ним и его определяет. У Платона в духе идеализма такое раздвоение лежит в основе его учения о «мире вещей» и «мире идей». Через всю историю философии проходит фундаментальное разделение мира на внешнее, являющееся и внутреннее, его сущность.

Научное познание, направленное на изучение материального мира, руководствуется важной методологической установкой: переходить от описания изучаемого объекта к его объяснению. Описание имеет дело с явлениями, а объяснение предполагает обращение к сущности изучаемых объектов.

Наконец, история техники дает богатый материал, показывающий глубокий смысл разграничения явлений и их сущности. Яркий пример этому – обнаружение сущности засекреченных технологических процессов (китайского фарфора, дамасской стали и т. п.).

Все сказанное дает достаточные основания для вывода о том, что материальный объект в ходе диалектического анализа, прежде всего должен быть «расчленен» на явление и сущность.



Понятие явления не представляет особых трудностей. Материя «является» нам в самых разнообразных формах: в форме вещи, свойства, отношения, множества, состояния, процесса и т. д. Явление всегда нечто индивидуальное: конкретная вещь, конкретное свойство и т. д. Что касается понятия сущности, то вокруг этого понятия исторически было много споров, различных трактовок; идеалисты построили вокруг этого понятия множество схоластических и даже умозрительных мистических схем.

Для характеристики содержания сущности следует исходить из практики изучения различных явлений. Из обобщения результатов таких исследований прежде всего следует, что сущность выступает как внутренняя сторона объекта, а явление – как внешнее. Но «внутреннее» здесь надо понимать не в геометрическом смысле. Например, детали механического устройства часов в геометрическом смысле «внутри» их корпуса, но сущность часов – не в этих деталях. Сущность – это основание явлений. В часах внутреннее, основание – не механические детали, а то, что делает их часами, закономерный колебательный процесс. Сущность – это внутренние, глубинные связи и отношения, определяющие явления. Приведем еще несколько иллюстраций. Сущностью воды является соединение водорода и кислорода; сущностью движения небесных тел – закон всемирного тяготения; сущность прибыли – производство прибавочной стоимости и т. д.

Сущность в сопоставлении с явлениями выступает как общее; одна и та же сущность является основанием множества явлений. (Так, сущность воды одинакова и в реке, и в озере, и в дожде и т. д.) Сущность в сопоставлении с ее проявлениями относительно более устойчива. Своеобразие сущности в гносеологическом плане заключается в том, что в отличие от наблюдаемых, наглядных явлений, сущность ненаблюдаема и ненаглядна; она познается мышлением.

Итак, сущность – это внутреннее, общее, относительно устойчивое, познаваемое мышлением основание явлений.

После «расчленения» материального объекта на явление и сущность возникает задача дальнейшего анализа явления и сущности. Обобщение практики научных исследований и данных истории философии показывает, что для описания явления нужно использовать категории качества и количества, пространства и времени и др., а для раскрытия содержания сущности необходимо использовать категории закона, возможности и действительности и др. Эти онтологические категории не имеют самостоятельного значения наряду с категориями «явление» и «сущность», а отражают отдельные стороны содержания явления и сущности как наиболее сложных атрибутов материального объекта. Последующая задача – подвергнуть анализу явление, а затем сущность объекта.

2.4. Качество и количество


Всякое явление содержит в себе два взаимосвязанных атрибута – качество и количество.

Изучение качества начинается с того, что отражается и фиксируется определенность материального объекта, его отличие от других, специфичность. Изучение объекта показывает, что он имеет границу. Каждый объект отличается от других объектов и в то же время взаимосвязан с ними. Всякое отличие, всякая взаимосвязь предполагает границу: если у объектов нет границы, то они неотличимы друг от друга и тем более не могут быть взаимосвязаны (если нет общей границы). Далее, поскольку объект имеет границу, он конечен.

В конечности объекта проявляется противоречивый характер его существования. Граница одновременно отделяет объекты друг от друга и связывает их друг с другом; граница характеризует бытие объекта, его существование и, с другой стороны, его небытие, его отрицание. Дело в том, что конечный объект нельзя понимать как нечто абсолютно неизменное. Всякое конечное имеет внутреннее и внешнее основание для перехода в другое, для выхода за границу.

Объект как определенное, ограниченное, конечное, с одной стороны, существует как нечто самостоятельное, а с другой – он существует во взаимосвязи с другими объектами. При взаимодействии объекта с другими объектами проявляется его внутреннее содержание. Следующим аспектом качественной определенности объекта проявляется свойство.

Свойство – это способность объекта при взаимодействии с другими объектами порождать в них какие-то изменения и изменяться самому под их воздействиями. Свойство имеет двоякую обусловленность: внутренним содержанием объекта и характером тех объектов, с которыми он взаимодействует. У объекта проявляется множество свойств в его различных взаимодействиях с другими объектами.

Если сначала качество объекта выглядит как совокупность его свойств, то при более глубоком подходе обнаруживается, что объект является системой, имеющей определенное содержание и форму, т. е. состоит из некоторой совокупности элементов и имеет некоторую структуру.



Понятие элемента обозначает некоторые предельные в определенном отношении части, из которых состоит объект. Об элементе можно говорить лишь в определенном отношении, так как в другом отношении элемент сам будет представлять собой систему, состоящую из элементов другого уровня. Понятие структуры отражает и означает способ связи элементов материального объекта, их отношения в рамках данного целого.

Подобно тому как категория качества отражает ряд сторон материального объекта, категория количества также отражает «свои» моменты, которые следует выявить и охарактеризовать. Опыт истории философии и математики дает достаточное основание выделить число (множество величину как моменты количества.

Число как момент категории количества был, по-видимому, выделен раньше, чем величина. В основе понятия числа лежит практическая деятельность: счет, операции над числами (сложение, вычитание и т. д.). В ходе счета происходит отождествление пересчитываемых объектов, отвлечение от ряда их качественных моментов. Однако это отвлечение относительно, поскольку результат счета обычно выражается именованным числом (например, семь деревьев, девять тысяч рублей и т. п.). На основе операции счета сначала возникли порядковые числа (первый, второй и т. д.), а затем количественные (один, два и т. д.). Сформировалось понятие натурального ряда чисел. Натуральные числа были исходным видом чисел. Затем в результате использования операций вычитания, деления и других возникают новые виды чисел: кольцо целых чисел, далее – поле рациональных чисел, затем поле вещественных чисел, наконец, поле комплексных чисел.

Второй момент количества – величина. Каждое свойство, каждый элемент объекта имеет величину. Величина характеризуется аддитивностью (величина некоторого целого равна сумме величин его составляющих). Если число характеризуется дискретностью, то величина – непрерывностью. И числа и величины находятся в отношениях равенства и неравенства.

Число и величина взаимосвязаны. С одной стороны, в материальных объектах нет «чистых» величин, которые нельзя было бы представить в виде какой-то числовой характеристики, а с другой – нет и «чистого» числа, которое не было бы связано с какой-то величиной или с каким-нибудь отношением величин.

Итак, материальный объект с качественной стороны характеризуется определенностью и системностью, с количественной – величинами и числами.

2.5. Пространство и время


Объект со стороны явления кроме качественных и количественных характеризуется пространственно-временными моментами.

В истории философии и науки продолжительное время ведущей была метафизическая концепция пространства и времени, в которой пространство рассматривалось как некое вместилище материальных тел, а время как некоторая длительность, существующая независимо от материи и пространства. Метафизическая концепция пространства и времени преодолевается в диалектико-материалистической философии и науке XIX–XX вв.

Диалектико-материалистическое понимание пространства и времени утверждает их атрибутивный, всеобщий характер. Не существуют материальные объекты без пространственно-временных характеристик.

Основными моментами атрибута пространства являются место и положение. Место есть некоторый объем объекта (совокупность его протяженностей), охватываемый пространственной границей (место квартиры – это ее «кубатура» – не площадь!). Положение – это координация места одного объекта относительно места другого (других) объекта (положение квартиры – это город, в котором она находится, дом, расположение относительно других квартир).

Каждый объект и каждый элемент объекта имеет свое определенное место и положение. Благодаря этому в явлениях возникает определенная система пространственных отношений сосуществования и совместности, т. е. пространственная структура. Отношение сосуществования – такое пространственное отношение, когда различные элементы (или объекты) занимают различные места, а под совместностью понимается такое отношение, когда они полностью или частично занимают одно и то же место.

Основными моментами времени являются длительность и мгновение. Длительность – это интервал существования какого-либо явления, мгновение – это некоторый, далее не расчленяемый «атом» длительности. Длительность – продолжительность существования объекта или его элементов, сохранение их существования.

Длительность каждого материального объекта (или элемента) имеет определенную координацию по отношению к длительностям других объектов (элементов). Эта координация заключается в отношениях одновременности или последовательности. В силу существования между объектами (элементами) отношений одновременности и последовательности в материальных объектах имеется хронологическая структура.

В материальном объекте пространство и время находятся в единстве. Единое пространство – время внутренне связанно с движением.

2.6. Движение



В метафизическом материализме движение понимается, как правило, в узком смысле, как пространственное перемещение объекта, и при этом объект качественно не изменяется; в диалектическом материализме движение понимается в широком смысле, как любое изменение объекта. Механическое движение является одной из форм движения, а кроме него существуют физические (оптические, электрические и др.), химические, биологические, социальные изменения. В метафизическом материализме абсолютизировались некоторые специально-научные концепции, главным образом механика. Преимущественное развитие механики в XVII–XVIII вв. порождали преувеличенные надежды на возможность объяснения всех явлений природы с позиций механики. Эти надежды оказались неоправданными, а тем самым выявилась неправильность понимания движения только в смысле механических процессов.

В противоположность механической концепции, в которой движение противопоставлялось покою (объект может двигаться или покоиться), а тем самым движение понималось как частное свойство материи, диалектический материализм рассматривает движение (изменение) как способ существования материи, атрибут. Материя не теряет и не приобретает способности к изменению.

Если в метафизическом материализме движение понималось в основном как «вынужденное», как результат внешнего воздействия, то в диалектическом материализме утверждается двоякая обусловленность движения: как внешними воздействиями, так и внутренней активностью материальных объектов.

Понимание движения как изменения вообще предостерегает от сведения многообразия видов движения к какому-нибудь одному, как это было в метафизическом, механическом материализме. Утверждение, что движение – атрибут материи, не означает, что существует какое-то движение «в чистом виде»; движение как атрибут материи – то универсальное, что присуще всем конкретным видам движения.

Движение противоречиво прежде всего как единство относительного и абсолютного. Движение относительно в том смысле, что изменение места или состояния объекта всегда происходит относительно другого объекта. Движение абсолютно в том смысле, что движение универсально, несотвори-мо и неуничтожимо; нет абсолютно покоящегося.

Противоречивость движения заключается также в единстве моментов устойчивости и изменчивости. В метафизическом материализме движение и покой (устойчивость) были противопоставлены друг другу. На самом деле устойчивость и изменчивость – это стороны самого движения.

2.7. Закономерность и закон



Взаимосвязь явлений – одна из основных форм существования материи. Возникновение, изменения, переход в новое состояние любого материального объекта возможны не в изолированном и обособленном состоянии, а во взаимосвязи с другими объектами. Начиная с Галилея, важнейшим признаком научного знания стали законы науки.

Понятие закона как философской категории было принято позднее ряда других философских категорий. Это объясняется тем, что закон как атрибут сущности стал проявляться в человеческой деятельности позднее категорий, отображающих явления.

Исторически получилось, что вначале деятельность человека опиралась на представление о некоторых повторяемостях. Повторяются сезонные изменения погоды, падают предметы, лишенные опоры, и т. д. Устойчивые, повторяющиеся отношения (связи) между явлениями обычно называются закономерностями.

Существуют два типа закономерностей: динамические и статистические. Динамическая закономерность – такая форма связи между явлениями, когда предыдущее состояние объекта однозначно определяет последующее. Статистическая же закономерность – определенная повторяемость в поведении не каждого отдельного объекта, а их коллектива, ансамбля однотипных явлений. Закономерность как повторяющееся отношение между явлениями относится к атрибуту явления, а не сущности. Переход к сущности, к понятию закона происходит тогда, когда ставится вопрос об основании, причине закономерности.

Закон есть объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся связь (отношение), определяющая закономерность (повторяемость, регулярность) в сфере явлений. Под существенным здесь понимается такое отношение, которое внутренне детерминирует повторяющееся в сфере явлений. Необходимость закона заключается в том, что при наличии определенных условий он определяет порядок, структуру, связь явлений, постоянство процессов, регулярность их протекания, их повторяемость в относительно тождественных условиях.

История науки обнаруживает, что если в основе определенного множества явлений лежит закон (закон первого порядка), то за этим законом лежит более глубокий закон (второго порядка) и т. д. Материальный объект фактически подчиняется не одному, а многим законам. Каждый отдельный закон не проявляется «в чистом виде». Совокупное действие нескольких законов порождает впечатление некоторой неопределенности. Особенно это видно в такой сложной системе, как общество, где законы реализуются лишь как общее направление разнообразных процессов.

2.8. Возможность и действительность


Продолжающийся анализ сущности материального объекта заключается в выделении в нем аспектов потенциального и актуального бытия, возможности и действительности.

Понятие «действительность» употребляется в двух смыслах. В широком смысле оно по своему содержанию близко к понятиям «материя», «материальный мир» (когда говорят, например, об «окружающей нас действительности»). Но понятие действительности в этом смысле нельзя сопоставить с понятием возможности, так как материя, материальный мир существуют как таковые не в возможности, а актуально. Другой смысл понятия «действительность» – это конкретное бытие отдельного объекта в определенное время, пространственно локализованного, с определенными качественными и количественными характеристиками, в определенных условиях. Действительность в этом смысле имеет своим диалектическим партнером возможность (как возможность именно данного объекта). Будем употреблять понятие «действительность» именно в это смысле.

Основные признаки действительности – реальность (актуальность) и историчность. Действительность объекта – это все богатство его содержания, его внутренних и внешних связей в определенное время. Но действительность отдельного объекта не есть что-то застывшее и неизменное. Каждое конкретное явление когда-то возникло. Существовавшая прежде действительность перешла в настоящую действительность, настоящая действительность рано или поздно превратится в другую. Историчность действительности заключается в том, что она есть результат изменения предшествующей действительности и основание будущей действительности.



Данное содержание объекта (действительность) заключает в себе предпосылки возникновения новой действительности. Категория «возможность» отражает диалектику взаимосвязи настоящей и будущей действительности. Возможность – это будущее объекта в его настоящем, определенные тенденции, направления изменения объекта. Возможность не существует как-то отдельно от действительности, а в ней самой. Данная действительность в общем случае содержит в себе некоторое множество возможностей, характеру ее изменения присуща некоторая неопределенность. Настоящее в общем случае не может однозначно определить, какая именно из возможностей осуществится, поскольку еще не созрели условия их реализации. Каждая конкретная возможность вполне определена, но относительно неопределенной является судьба каждой отдельной возможности, будет ли она реализована или нет.

В конкретном материальном объекте не все возможно. Набор его возможностей ограничен законами объекта; закон является тем объективным критерием, который ограничивает спектр возможного, отделяя его от невозможного. Не все возможности объективно равнозначны; это обстоятельство отображается в классификации возможностей.

Различают реальные и абстрактные возможности. Под реальной понимается такая возможность, которая может превратиться в действительность на основе существующих условий, а под абстрактной – не реализуемая на основе существующих условий, хотя в принципе допускается законами объекта. Абстрактная возможность отличается от невозможности. Невозможное противоречит законам, а потому и не допускается ими. Именно потому, что существует объективный закон превращения и сохранения энергии, бесполезны попытки создать «вечный двигатель».

Каждая возможность имеет свое объективное основание – единство содержание объекта и условий его существования. С изменением содержания объекта и условий его существования основание возможности также не остается неизменным. Возможность имеет количественную характеристику, которую называют мерой возможности – вероятностью. Вероятность – это мера осуществимости некоторой возможности. Определение меры возможности, т. е. вероятности, имеет большое значение в практической деятельности.

Возможность и действительность взаимосвязаны. В их единстве определяющую роль играет действительность; возможность существует на базе определенной действительности.

Для перехода возможного в действительность необходимы два фактора: действие объективных законов и наличие определенных условий. При изменении условий изменяются вероятности тех или иных возможностей. В объекте происходит своеобразная конкуренция возможности. Законы лишь ограничивают спектр допустимых возможностей, но не реализацию строго определенной из них; последнее зависит от комплекса условий.

Процесс реализации возможностей в естественной природе протекает стихийно. В природе, преобразуемой людьми, реализация возможностей опосредована субъективным фактором. Человек может создавать такие условия, при которых реализуются одни возможности и не реализуются другие. Еще большую роль сознательная деятельность людей играет в реализации возможностей в обществе. В обществе – множество различных, а часто и противоположных возможностей, и здесь субъективный фактор играет большую роль.

Анализ способов превращения возможности в действительность приводит к понятиям необходимости и случайности.

2.9. Необходимость и случайность


В истории философии были различные концепции необходимости и случайности. Среди них наиболее распространенными оказались две.

В первой признавалось объективное содержание категории необходимости, а случайность трактовалась лишь как субъективное мнение, результат незнания причинных зависимостей явлений (Демокрит, Спиноза, Гольбах и др.). Поскольку все причинно обусловлено, постольку все необходимо. Отсюда следовало, что в мире все предопределено; в применении к обществу и человеку такая позиция приводила к фатализму.

Вторая, противоположная концепция, отказывала необходимости в объективном существовании. Мир – это хаос случайностей, стихийных сил, в нем нет ничего необходимого, закономерного. Если мир нам кажется логичным, то только потому, что мы сами приписываем ему логику (Шопенгауэр, Ницше и др.).

В диалектической философии подчеркивалась причинная обусловленность как необходимости, так и случайности; говорилось о неправомерности отождествления необходимости и причинности, о различной детерминации необходимости и случайности. Давались следующие определения необходимости и случайности. Необходимость – это то, что вытекает из внутренних, существенных связей объекта, что неизбежно должно произойти именно так, а не иначе. Случайность понималась как то, что имеет причину в другом, что вытекает из внешних связей, а потому может быть, а может и не быть, может произойти в разной форме. Таким образом, случайность и необходимость рассматриваются с точки зрения их обусловленности несущественными и существенными связями, причем несущественными считались внешние, а существенными – внутренние связи.



Подобная трактовка необходимости и случайности вызывает обоснованные возражения. Здесь как-то резко противопоставляется внешнее и внутреннее. А ведь на самом деле их различие относительно. Кроме того, если рассматривать конечную замкнутую систему, то все изменения в ней вызываются внутренними факторами и, следовательно, в ней нет ничего случайного. Но это противоречит опыту, поскольку известны системы (неорганические, биологические и социальные), в которых и в условии изоляции от внешних воздействий имеются случайные явления. Получается, что случайность может иметь внутреннее основание. Итак, по ряду соображений возникает потребность в ином, чем указанное выше, определении категорий необходимости и случайности.

При изучении превращения возможности в действительность обнаруживается два варианта.

1. В объекте при данных условиях в определенном отношении имеется лишь одна возможность, которая может превратиться в действительность (например, падает предмет, лишенный опоры; для любого живого существа всегда есть предел продолжительности существования и т. д.). В этом варианте мы имеем дело с необходимостью. Необходимость – это реализация единственной возможности, имеющейся у объекта в определенных условиях в определенном отношении. Эта единственная возможность рано или поздно превращается в действительность.

2. В объекте при данных условиях в определенном отношении имеется несколько различных возможностей, любая из которых в принципе может превратиться в действительность, но в результате объективного выбора лишь одна превращается в действительность. Например, при бросании монеты существуют две возможности выпадения той или иной стороны, но реализуется одна. В этом варианте мы имеем дело со случайностью. Случайность – это реализация одной из нескольких возможностей, имеющихся у объекта при определенных условиях в определенном отношении.

Необходимость и случайность определяются как различие способов превращения возможности в действительность.

Метафизическое мышление противопоставляет необходимость и случайность, не усматривая между ними взаимосвязи. Однако в материальных объектах необходимость и случайность находятся в единстве. Между различными возможностями в одном объекте обнаруживается нечто сходное. Какая бы возможность ни реализовывалась, это сходное однозначно реализуется. Например, при бросании игральной кости каждое отдельное выпадение на ту или иную грань представляет собой случайность. Но во всех этих выпадениях есть сходное и притом однозначно проявляемое – выпадение именно гранью (в условиях игры кость не может выпасть на ребро или на угол). Следовательно, в случайности проявляется необходимость.

В материальных объектах нет ни «чистой» необходимости, ни «чистой» случайности. Нет ни одного явления, в котором не присутствовали бы в той или иной степени моменты случайности. Также нет таких явлений, которые считаются случайными, но в которых не было бы момента необходимости. Вспомним о статистических закономерностях. В массе однородных случайных явлений обнаруживается устойчивость, повторяемость. Особенности отдельных случайных явлений как бы взаимно нивелируются, средний результат массы случайных явлений оказывается уже не случайным.

2.10. Причинность. Взаимодействие



Для наглядности введем элементарное причинное звено: (X – Y). Здесь X – причина, Y – следствие, – способ порождения причиной следствия. Признаки причинности:

1) важнейший признак причинности – производительность, генетичность.

Причина X производит, порождает следствие Y;

2) последовательность по времени. Причина X предшествует следствию Y. «Вызывать», «порождать» можно лишь то, чего сначала не было, а потом возникло. Временной интервал между причиной и следствием может быть малым, но он всегда имеется. Из того, что причина предшествует следствию, вовсе не вытекает, что всегда что-то предшествующее является причиной последующего. Например, день предшествует ночи, что вовсе не является ее причиной;

3) однозначное отношение (принцип единообразия природы): одна и та же причина в одинаковых условиях вызывает одно и то же следствие (например, одинаковые силы, воздействуя на тела одинаковой массы, вызывают одинаковые ускорения);

4) асимметричность, необратимость. Следствие определенной причины не может быть причиной своей собственной причины (если X – причина Y, то Y не может быть причиной X);

5) несводимость содержания следствий к содержанию их причин . В результате причинного воздействия возникает нечто новое.

Элементарное причинное звено является частью причинной цепи, поскольку данная причина является следствием другой причины, а следствие – причиной другого следствия:… – X – Y – Z – … Обнаружить причинные цепи значительной протяженности нелегко, но это очень важно во многих случаях, например при анализе экологических ситуаций.

В материальном мире существует не одна какая-то причинная цепь, а их множество. Изменение объекта лишь отчасти определяется другим объектом, но также зависит и от содержания его самого. Имеется не только «внешняя», но и «внутренняя» причинность.

Реальная причинность выступает как взаимодействие «внешних» и «внутренних» причинных факторов. В материальном мире объекты взаимодействуют. Категория взаимодействия отражает процесс порождения реактивных причинных цепей. При причинном воздействии одного объекта на другой изменение второго оказывает обратное воздействие (реакцию), порождающее изменение в первом объекте (схематически изображено на с. 58).

Нужно также иметь в виду, что существуют как внешние, так и внутренние взаимодействия в объекте. Раскрытие деталей взаимодействия оказывается последним шагом в раскрытии содержания сущности объекта.

2.11. Развитие


Метафизическая абсолютизация момента устойчивости в движении приводила к отрицанию развития. В XVIII в. господствовала идея неизменности природы. Но с конца этого века в естествознании формируется идея развития (кантовская космогоническая гипотеза, эволюционная палеонтология, теория Дарвина и т. д.).

В настоящее время вряд ли встретишь человека, отрицающего развитие вообще. Но понимание его различно. В частности, остается дискуссионным вопрос о соотношении категорий движения и развития: какая из них более широкая, а может быть, они тождественны?

Анализ фактического материала показывает, что развитие не тождественно движению. Так, не всякое качественное изменение является развитием; вряд ли можно считать развитием такое качественное изменение, как таяние или замерзание воды, уничтожение леса пожаром и т. п. Развитие – некоторое особое движение, особое изменение.

Используем предлагаемую в нашей философской литературе модель развивающегося объекта (системы). В ходе его развития выделяются четыре стадии: возникновение (становление), восходящая ветвь (достижение зрелого состояния), нисходящая ветвь и исчезновение.

На первом этапе – формирование системы из элементов. Естественно, что материальный объект не возникает «из ничего». Процесс возникновения обычно идет как «самоконструирование», спонтанное соединение элементов в систему. Способ соединения определяется свойствами элементов. С возникновением системы появляется нечто новое, то, чего нет в ее элементах и что может быть представлено как неаддитивная сумма свойств элементов.

После становления системы она вступает в восходящую стадию. Для этой стадии характерно усложнение организации, возрастание множества возможностей.

Материальная система проходит через некоторую высшую точку развития и вступает в нисходящую ветвь. На этой стадии происходит относительное упрощение структуры, сокращение множества возможностей, возрастание степени неупорядоченности.



Конкретная отдельная материальная система не может существовать и развиваться вечно. Рано или поздно она исчерпывает свои возможности, идет процесс дезорганизации внутренних связей, система становится неустойчивой и под влиянием внутренних и внешних факторов она прекращает свое существование, переходя в нечто иное.

Для последующей конкретизации понятия развития используются понятия прогресса и регресса. Иногда восходящую ветвь характеризуют как прогрессивное, а нисходящую – как регрессивное изменение. С нашей точки зрения, такое понимание неправомерно. Факты показывают, что на обоих этих стадиях есть и прогресс и регресс, но дело в их различном соотношении: на восходящей ветви доминирует прогресс, на нисходящей – регресс. Понимание восходящей и нисходящей ветви как единства прогрессивных и регрессивных изменений является важной методологической идеей, поскольку снимает возможность метафизического огрубления в понимание развития.

Для определения понятия прогресса (регресса) можно использовать понятие уровня организации. В общем плане прогресс можно определить как форму изменения системы, связанную с повышением уровня организации, а регресс – как форму изменения системы, связанную с понижением уровня организации.

Предложенное понимание предполагает указание на критерии уровня организации. Выделяют три группы критериев: системные, энергетические и информационные. Системные характеризуют уровень организации с точки зрения сложности системы, разнообразия элементов и структурных связей, степени устойчивости и т. д. Энергетические критерии показывают степень эффективности функционирования системы (затраты вещества и энергии для достижения определенной цели). Информационные критерии характеризуют системы по числу каналов связи и объемам получаемой информации от окружающей среды, состояния систем управления.

Для адекватной оценки уровня развития отдельных материальных систем нужно учитывать все эти критерии. Но думается, что особое внимание при этом нужно уделить системным критериям, поскольку другие так или иначе зависят от них.

В наши дни проблема развития часто рассматривается с точки зрения синергетических идей. Центральная проблема здесь – взаимоотношение порядка и хаоса. В этих понятиях можно интерпретировать уровень организации материальных систем. В материальных системах существуют две тенденции: стремление к неупорядоченному состоянию (понижение уровня организации) – в замкнутых системах; стремление к упорядоченности (повышение уровня организации) – в открытых системах. Синергетика переводит на свой язык фундаментальные вопросы развития.

Среди проблем теории развития на первом плане вопросы: почему оно происходит, как оно происходит, куда оно направлено? В диалектической философии предложены ответы на эти вопросы в законах диалектики.

2.12. Законы диалектики


Еще в рамках мифологического мировоззрения, а затем в философии Древнего мира проводилась мысль о том, что изменения в мире связаны с борьбой противоположных сил. По мере развития философии признание или отрицание объективных противоречий становится одним из важнейших признаков, разделяющих диалектику и метафизику. Метафизика не видит объективных противоречий, а если они есть в мышлении, то это сигнал ошибки, заблуждения.

Конечно, если объекты рассматриваются вне их взаимосвязи, в статике, то мы не увидим никаких противоречий. Но как только мы начинаем рассматривать объекты в их взаимосвязях, движении, развитии, мы обнаруживаем объективную противоречивость. Гегель, которому принадлежит заслуга теоретического обоснования законов диалектики, писал, что противоречие «есть корень всякого движения и жизненности; лишь поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется, имеет побуждение и деятельно» .

Мы употребляем понятия «противоположность » и«противоречие». Но что они означают? Маркс писал, что диалектические противоположности – «соотносительные, взаимно друг друга обусловливающие, нераздельные моменты, но в то же время друг друга исключающие… крайности, т. е. полюсы одного и того же» . Для пояснения рассмотрим следующий пример. От точки 0 в противоположных направлениях (+x и – x) движутся объекты. Когда мы говорим о противоположных направлениях, то имеем в виду, что:

1) эти два направления взаимно предполагают друг друга (если есть движение в направлении +x, от обязательного существует и движение в направлении – x);

2) эти направления взаимно исключают друг друга (движение объекта в направлении +x исключает его одновременное движение в направлении – x, и обратно);

3) +x и-x тождественны как направления (ясно, что, например, +5 км и -5 км – противоположности, а +5 кг и -5 км не являются противоположностями, так как они различны по своей природе).




Диалектическое противоречие предполагает противоположности. Противоположности в диалектическом противоречии не просто одновременно сосуществуют, не просто как-то взаимосвязаны, а воздействуют друг на друга. Диалектическое противоречие – это взаимодействие противоположностей.

Взаимодействие противоположностей образует в объектах внутреннее «напряжение», «противоборство», внутреннее «беспокойство». Взаимодействие противоположностей определяет специфику объекта, предопределяет тенденцию к развитию объекта.

Диалектическое противоречие рано или поздно разрешается или «победой» одной из противоположностей в конфликтной ситуации, или сглаживанием остроты противоречия, исчезновением данного противоречия. В результате объект переходит в новое качественное состояние с новыми противоположностями и противоречиями.

Закон единства и борьбы противоположностей: все объекты содержат в себе противоположные стороны; взаимодействие противоположностей (диалектическое противоречие) определяет специфику содержания и является причиной развития объектов.

В материальных объектах происходят количественные и качественные изменения. Категория меры отображает единство качества и количества, заключающееся в существовании некоторого ограниченного интервала количественных изменений, в рамках которого сохраняется определенное качество. Так, например, мера жидкой воды – это единство определенного качественного состояния ее (в виде ди– и тригидролей) с интервалом температур от 0 до 100 °C (при нормальном давлении). Мера – это не просто некоторый количественный интервал, а взаимосвязь определенного интервала количественных изменений с определенным качеством.

Мера лежит в основе закона взаимосвязи количественных и качественных изменений. Этот закон отвечает на вопрос о том, как происходит развитие: количественные изменения на определенном этапе, на границе меры приводят к качественным изменениям объекта; переход к новому качеству имеет скачкообразный характер. Новое качество будет связано с новым интервалом количественных изменений, иными словами, будет мера как единство нового качества с новыми количественными характеристиками.

Скачок представляет собою перерыв непрерывности в изменении объекта. Скачки, как качественные изменения, могут происходить как в форме разовых «взрывных» процессов, так и в форме многоступенчатых процессов.



Развитие происходит как отрицание старого новым. Понятие отрицания имеет два значения. Первое – это логическое отрицание, операция, когда одно высказывание отрицает другое (если высказывание P истинно, то его отрицание не-P будет ложным и наоборот, если P ложно, то не-P будет истинным). Другое значение – диалектическое отрицание как переход объекта в нечто другое (другое состояние, другой объект, исчезновение данного объекта).

Диалектическое отрицание не следует понимать только как деструкцию, уничтожение объекта. Диалектическое отрицание включает в себя три стороны: исчезновение, сохранение и возникновение (появление нового).

Каждый материальный объект в силу его противоречивости рано или поздно отрицается, переходит в нечто иное, новое. Но это новое, в свою очередь, также отрицается, переходит в другое. Процесс развития может быть охарактеризован как «отрицание отрицания». Смысл «отрицания отрицания» не сводится к простой последовательности отрицаний. Возьмем пример Гегеля: зерно – стебель – колос. Здесь отрицания идут как естественный процесс (в отличие, скажем, от случая: зерно – стебель – механическое повреждение стебля).

Что же обнаруживается в отрицании отрицания, когда идет естественный процесс? Во-первых, сохранение элементов старого вместе с появлением нового определяет поступательность процесса отрицание отрицания. Но было бы упрощением рассматривать развитие объекта как прямолинейное поступательное изменение. Наряду с поступательностью в процессе развития есть повторяемость, цикличность, тенденция возврата к старому состоянию. Эта ситуация отражается в законе отрицания отрицания. Дадим формулировку этого закона: в процессе развития (отрицание отрицания) объективно существуют две тенденции – поступательного изменения и возврата к старому; единство этих тенденций определяет «спиралевидную» траекторию развития. (Если поступательность изобразить в виде вектора, а возврат к старому – в виде круга, то единство их принимает форму спирали.)

Результат отрицания отрицания, завершая определенный «виток спирали», в то же время является исходной позицией для дальнейшего развития, для нового «витка спирали». Процесс развития неограничен; не может быть какого-то последнего отрицания, после которого развитие прекращается.

Отвечая на вопрос о том, куда идет развитие, закон отрицания отрицания вместе с тем выражает сложный интегральный процесс, который может быть и не обнаружен в малые временные интервалы. Это обстоятельство является основанием для сомнений во всеобщности этого закона. Но сомнения снимаются, если проследить достаточно большие интервалы развития материальных систем.

Подведем некоторые итоги. Материальный объект представляет собой единство явления и сущности. Явление включает в себя атрибуты: качество и количество, пространство и время, движение; сущность – атрибуты: закон, действительность и возможность, необходимость и случайность, причинность и взаимодействие. Атрибутивное понимание материи продолжается в диалектической концепции развития.

Публикации по теме