Обряды, приметы и гадания на ивана купалу. Что значит сон на Ивана Купала? Сон на ивана купала сбылся

1. Аффирмация "Встреча" для всех новичков совместных сновидений в нашем проекте. 2. Вещие сны о будущем Украины. Сны - исследования. 3. Проекция в будущее "Розовые фламинго". 4. Вещие сны о будущем. Совместное сновидение, цель которого - увидеть определенные аспекты будущего своей личной жизни или близких людей. 5. Обучение во сне. Аффирмацией можно воспользоваться в случаях, когда надо выучить большой объем информации или трудно усваиваемый материал. 6. Аффирмация "Оплодотворение" . Для тех, кто хочет зачать ребенка. 7. Аффирмация "Поиск источника" . Цель аффирмации - поиск источников силы для энергетического тела. 8. Исследования будущего Европы .

1.Увидеть будущее во сне 2.Сон проводника 3.Проекция будущего. Аффирмация "Розовые фламинго" 4.Аффирмация на сон "Кто наводит порчу?" 5.Аффирмация на сон "Есть ли порча?" 6.Аффирмация на сон "Как снять с себя порчу" 7.Аффирмация на сон "Оплодотворение" 8.Аффирмация "Исцеление" 9. Аффирмация "Как увидеть во сне умершего?" 10. Аффирмация "Родная душа" 11. Что делать, чтобы человек перестал сниться? 12.Аффирмация сновидения "ДАР ЯСНОВИДЕНИЯ" 13.Аффирмация сна "МОЕ СВЕРХСОЗНАНИЕ" 14.Аффирмация сна "Вещий сон о будущем" 15. Аффирмация сна "Лучший вариант" 16. Аффирмация сна "Исцеление детей" 17. Аффирмация "Сон о другом человеке" 18.Аффирмация "Как изменить будущее, если приснился плохой сон" 19.Аффирмация сна "Один из двух" - как получить точный ответ во сне?


Глоссарий:

Мавка
Шишига
Русалка
Водяной
Нежить

Вечер. Тишь. Закат румяный.
Я рыбачил на реке.
Поплавок качался пьяно.
Пел кузнечик вдалеке.

Выпил рюмочку, другую.
Задремал после еды.
И вдруг судорожно чую
женский зов из-под воды.

Вот и пальцы показались
на всплывающих руках.
И сплелись они, связались
на моих босых ногах.

Открываясь шумным плеском
встала Мавка при луне.
Нагота сверкала блеском
и без кожи на спине.

И меня поцеловала
Мавка в шею и в плечо.
И мне сразу легче стало,
хоть кольнуло горячо.

Как в гипнозе, как в тумане,
я шагнул навстречу ей.
И ушёл под воду камнем,
окунулся в мир теней.

Как амфибия, в трясины
я поплыл за Мавкой вслед.
Между водорослей синих
исчезал последний свет.

Вот и омут с низкой аркой,
как огромный чёрный дом.
Но когда вошли мы с Мавкой
стало там светло, как днём.

В центре зала расписного,
средь русалок и шишиг,
я увидел Водяного -
чешуёю хвост расшит.

На огромном кит-сомище
он сидел, как на коне,
и зелёные усища
трепыхались по волне.

Нас увидев в шумном зале
он сказал: "гостям — привет!
Мы тебя, рыбак, позвали
на свой праздничный концерт.

Карнавал сегодня здешний:
песни, танцы, буйный пляс.
Окажи нам честь, Орешник,
встреть Купалу среди нас".

Программа праздника:

1.Песня Мавки.
2.Песня Шишиги.
3.Песня Русалки.
4.Песня Водяного.
5.Танцы, хороводы.

Песня Мавки:


на пригорке деревня стояла.


Позабыла Любава стыдливость.




и в безумие впала девица.




расступилась речная могила.




После песни голой Мавки
гости сели за столы.
Среди яств — угри, пиявки
и с севрюжины балык.

Песня Шишиги:

Я горбатая Шишига,
камыши — мой дом родной.
Бойся пьяный прощелыга,
жду тебя я под водой.

Лягушачьими ногами
я хватаю, что есть сил
и костлявыми руками
зарываю в донный ил.

Выхожу на берег в темень
свои волосы чесать.
Но увидит кто мой гребень -
на дне речки будет спать.

Я старуха в злобной корче,
ещё хуже муж мой Шиш.
Не ходи купаться ночью,
не ломай речной камыш.

Утоплю в подводной яме,
утащу в речной поток.
И тогда всплывёт над вами
лилий траурный венок.

Тут Шишига, по старинке,
обошла гостей вокруг,
раздавая всем в кувшинке
осетровую икру.

Песня Русалки:



И те, кто в волны синие опустится со мной,
я с ними веселюсь и забавляюсь.










но я хочу красивую расчёску.










Гости хлопают певунье,
все довольны и хмельны.
Ем я рыбную глазунью
и из водорослей блины.

Песня Водяного:

Когда-то встарь я был велик,


Зовут в народе Водяным,
а дом мой — омут и колодец.
Мои владенья не видны,
но я богач, хоть и уродец.

Меня не трогает нужда,
я царь реки, хозяин ила.
На дне пасу свои стада
и караси, лещи в них - сила.

Есть у меня большой гарем:
русалки, мавки и шишиги.
Я с ними сплю, пирую, ем,
плету подводные интриги.

Здоровье стало подводить
и левый бок сочится грязью.
Всё тяжелей мне пляс водить,
пора идти к Яге за мазью.

Но вот мешает борода,
в сетях запуталась по брови.
А без Яги мне жизнь - беда,

Давайте выстроимся в круг.
Вставайте гости из могилы.

Умолкни скорбь, утихни плач,

Любой печали я палач,

Да будет крепок наш союз
нечистой силы с человеком.
Давно несём мы этот груз



Сейчас мы будем танцевать,

Льются вИна, пляшут рыбки,
братство водное гудит.
Водяной речным владыкой
во главе стола сидит.

Хороводы, песни, танцы,
шутки, хохот без конца.
Я до чёртиков набрался
нечистивого винца.

Только помню отрешённо,
что плясал фокстрот шальной
то ли с Мавкой обнажённой,
то ль с Шишигой заводной.

Водяной дал знак народу
и скомандовал "Пора!
Мы сейчас оставим воду.
Все на берег! До утра!"

Занавес.

Утро. Солнышко взлетело.
Лёг туман на шёлк травы.
Я проснулся. Дрожь по телу.
Мокрый с ног до головы.

Вот так сон! Какая гадость!
Улетел с души покой.
И рыбалка уж не в радость.
И поклёвки никакой.

Собираюсь. В жутком виде.
Но войдя домой, в трюмо,
я на шее вдруг увидел
поцелуйное клеймо...

Регистрационный номер 0346297 выдан для произведения:
Глоссарий:

Мавка - ею становятся умершие некрещёные младенцы, либо девушки, погибшие на Русальной неделе. Встречаются поверья, что в мавок превращаются дети, похищенные нечистой силой.
Шишига - маленькое горбатое существо женского пола в русском фольклоре, которое живёт в камышах рек и водоёмов. Считалось, что она ходит голой с нечёсанными волосами.
Русалка - (шутиха, лоскотуха) — мифологическое, фольклорное существо женского пола, связанное с водоёмами, ржаными полями и лесом. Родственна, а иногда синоним мавке.
Водяной - (дедушка-шут) в славянской мифологии человекоподобное существо, обитающее в реках и колодцах, хозяин вод; воплощение стихии воды, как непредсказуемого и опасного начала.
Нежить - собирательное название для всех типов сверхъестественных существ, восставших из мёртвых после смерти.

Вечер. Тишь. Закат румяный.
Я рыбачил на реке.
Поплавок качался пьяно.
Пел кузнечик вдалеке.

Выпил рюмочку, другую.
Задремал после еды.
И вдруг судорожно чую
женский зов из-под воды.

Вот и пальцы показались
на всплывающих руках.
И сплелись они, связались
на моих босых ногах.

Открываясь шумным плеском
встала Мавка при луне.
Нагота сверкала блеском
и без кожи на спине.

И меня поцеловала
Мавка в шею и в плечо.
И мне сразу легче стало,
хоть кольнуло горячо.

Как в гипнозе, как в тумане,
я шагнул навстречу к ней.
И ушёл под воду камнем,
окунулся в мир теней.

Как амфибия, в трясины
я поплыл за Мавкой вслед.
Между водорослей синих
исчезал последний свет.

Вот и омут с низкой аркой,
как огромный чёрный дом.
Но когда вошли мы с Мавкой
стало там светло, как днём.

В центре зала расписного,
средь русалок и шишиг,
я увидел Водяного -
чешуёю хвост расшит.

На огромном кит-сомище
он сидел, как на коне,
и зелёные усища
трепыхались по волне.

Нас увидев в шумном зале
он сказал: "гостям — привет!
Мы тебя, рыбак, позвали
на свой праздничный концерт.

Карнавал сегодня здешний:
песни, танцы, буйный пляс.
Окажи нам честь, Орешник,
встреть Купалу среди нас".

Программа праздника:

1.Песня Мавки.
2.Песня Шишиги.
3.Песня Русалки.
4.Песня Водяного.
5.Танцы, хороводы.

Песня Мавки:

В заповедном краю, среди белых берёз
на пригорке деревня стояла.
Там Любава жила. И в жару, и в мороз
она с парнем красивым гуляла.

В ней любовь, как пожар, полыхала огнём.
Позабыла Любава стыдливость.
Только удаль-красу она видела в нём
и сдалась она парню на милость.

А когда он узнал, что ребёночек в ней,
то исчез за далёкой зарницей.
Помертвела душа. Жизнь лишилась корней
и в безумие впала девица.

На русалочью ночь, у коряги речной
мать ребёнка платком удавила.
И дитя некрещённое смыло волной,
расступилась речная могила.

Так душа малыша и живёт среди вод,
в белом саване плачет, стенает.
Её мавкой зовут, она мать свою ждёт
и, как птица, над речкой летает.

После песни голой Мавки
гости сели за столы.
Среди яств — угри, пиявки
и с севрюжины балык.

Песня Шишиги:

Я горбатая Шишига,
камыши — мой дом родной.
Бойся пьяный прощелыга,
жду тебя я под водой.

Лягушачьими ногами
я хватаю, что есть сил
и костлявыми руками
зарываю в донный ил.

Выхожу на берег в темень
свои волосы чесать.
Но увидит кто мой гребень -
на дне речки будет спать.

Я старуха в злобной корче,
ещё хуже муж мой Шиш.
Не ходи купаться ночью,
не ломай речной камыш.

Утоплю в подводной яме,
утащу в речной поток.
И тогда всплывёт над вами
лилий траурный венок.

Тут Шишига, по старинке,
обошла гостей вокруг,
раздавая всем в кувшинке
осетровую икру.

Песня Русалки:

Меня зовут шутихой, лоскотухой водяной,
но проще я Русалкой называюсь.
И тот, кто в волны синие опустится со мной,
я с тем и веселюсь, и забавляюсь.

Ныряю и плескаюсь без заботы и труда,
забавы мои яркие, как фантик.
А волосы зелёные распущены всегда.
На хвостике повязан красный бантик.

Когда-то ночью тёмною на озере, давно,
купалась я девицей белоликой.
Тут Водяной схватил меня и утащил на дно,
с тех пор он стал мне мужем и владыкой.

Промёрзшая, промокшая, продрогшая насквозь
ищу я плащ в серебряную блёстку.
Мне в волосы заколота простая рыбья кость,
но я хочу красивую расчёску.

В русалочью неделю я надену свой венок,
сплетённый из кувшинок и осоки.
И по лугам ржаным я полечу, как ветерок,
попью с полей магические соки.

А в ночь иван-купальную на реченьке лесной
начну мужчин заманивать грудями.
Шалить, шутить, дурачиться, кривляться под луной,
потом их всех найдут в болотной яме.

Подруженьки-русалочки, зову вас всех на пир,
мы будем петь, кружиться в хороводах.
Пусть танцы наши звонкие разбудят этот мир,
а утром мы исчезнем в синих водах.

Гости хлопают певунье,
все довольны и хмельны.
Ем я рыбную глазунью
и из водорослей блины.

Песня Водяного:

Когда-то встарь я был велик,
все восторгались моей пляской.
Теперь я — сгорбленный старик
покрытый тиной, мхом и ряской.

Зовут в народе Водяным,
а дом мой — омут и колодец.
Мои владенья не видны,
но я богач, хоть и уродец.

Меня не трогает нужда,
я царь реки, хозяин ила.
На дне пасу свои стада
из карасей, лещей и сига.

Есть у меня большой гарем:
русалки, мавки и шишиги.
Я с ними сплю, пирую, ем,
дарю то пряники, то фиги.

Здоровье стало подводить
и левый бок сочится грязью.
Всё тяжелей мне пляс водить,
пора идти к Яге за мазью.

Но вот мешает борода,
в сетях запуталась по брови.
А без Яги мне жизнь - беда,
ведь мы родные с ней по крови.

Давайте выстроимся в круг.
Вставайте гости из могилы.
Здесь ни хозяев нет, ни слуг -
мы все здесь рать нечистой силы.

Умолкни скорбь, утихни плач,
входи к нам радость и веселье.
Любой печали я палач,
черпайте с бочек брагу-зелье.

Да будет крепок наш союз
нечистой силы с человеком.
Давно несём мы этот груз
и так продлится век за веком.

Ко мне вся нежить! стройся рать!
Вставай утопленник и грешник!
Сейчас мы будем танцевать,
смелее в круг, рыбак Орешник.

Льются вИна, пляшут рыбки,
братство водное гудит.
Водяной речным владыкой
во главе стола сидит.

Хороводы, песни, танцы,
шутки, хохот без конца.
Я до чёртиков набрался
нечистивого винца.

Только помню отрешённо,
что плясал фокстрот шальной
то ли с Мавкой обнажённой,
то ль с Шишигой заводной.

Занавес.

Утро. Солнышко взлетело.
Лёг туман на шёлк травы.
Я проснулся. Дрожь по телу.
Мокрый с ног до головы.

Вот так сон! Какая гадость!
Улетел с души покой.
И рыбалка уж не в радость.
И поклёвки никакой.

Собираюсь. В жутком виде.
Но войдя домой, в трюмо,
я на шее вдруг увидел
поцелуйное клеймо...

7 июля словяне будут праздновать один из наиболее колоритных и интересных праздников, которым заканчивается летний солнечный цикл календарных дохристианских праздников – это праздник молодежи – Ивана Купала, который со временем, после принятия христианства, в некоторой мере трансформировался в церковный праздник.

Наши предки праздновали Ивана Купала 20-22 июня во время : вечером, ночью и в сам день Купала. Праздник Купала происходил именно в период, когда солнце приближалось к зениту – выше всего поднималось над землей, давало больше всего света и проявляло свою наивысшую чудодейственную силу для растительного и животного мира и для человека. Вся растительность достигала своего апогея, все неудержимо росло, расцветало, умножалось и радовалось жизни.

Церкви никогда не поддерживали и до сих пор не поддерживают таких народных гуляний. Христианская религия признает только название Рождество Иоанна Предтечи, «Иванов день», вместо этого в народе употребляют либо двойное название, либо название «Купала» . Горпина Купальница – словянский праздник, который отмечается 23 июня (6 июля). В этот день все было подчинено подготовке к ночной встрече Купала. После принятия христианства на этот день наложили церковное чествование святой Агрипины Римской, которую прозвали в народе Горпиной.

Заметим, что двоеверие было характерно не только для Киевской Руси, но и для Византии , которая и экспортировала свою религию на Русь. Так в Византии в этот день местные жители устраивали гадания. После захода солнца маленькую девочку одевали как замужнюю. У нее должна была быть ваза с узким горлышком, куда гости бросали записки с пожеланиями. После этого по очереди подходили к девочке и спрашивали, что их ждет. В ответ она трясла вазу, переворачивала ее и на руку девочки выпадала соответствующая записка, которую она отдавала просителю. В сельской местности праздник отмечался прыганьем через костер, что должно было принести удачу и защитить от злых духов. Эти обряды являлись остатками адоний – праздника Адониса (греческого бога растительности и плодородия).

Происхождение названия праздника

Название Иван Купала – словянский вариант имени - Иоанн Креститель (греч. Ιωάννης ο Βαπτιστής), так как эпитет Иоанна - грец. βαπτιστής - «баптистис» переводится как «купатель, погружатель». Такое название праздника было обусловлено и собственно словянскими представлениями: православное kopati обозначало ритуальное обмывание, очищение, которое совершалось в открытых водоемах. Поэтому, с одной стороны, именно этот глагол был использован для перевода эпитета «креститель», а с другой стороны, название праздника позже было переосмыслено народной этимологией и увязано с ритуальными купаниями в реках во время этого праздника.

Иногда праздник связывают с «языческим божеством» Купала . Но эта точка зрения не имеет достоверного подтверждения, так как существование этого божества в словянском язычестве – сомнительно. Скорее всего, этот образ мог появиться в народных представлениях только как фольклорная персонификация праздника, например, в песнях. Где Купало изображается в виде бога летнего солнцеворота, покровителя брака, любви и продолжения рода.

В некоторых регионах Киевской Руси этот праздник назвали – Ярылин день , не исключено, что (новый год) также было связано с Ярылом. Это был последний день Русальной седмицы. Ярыло также был божеством весны и любви – на равне с древнеримским богом любви Купидоном. После купальских игр определялись пары суженных, и следующий день Февронии Русальницы - покровительствовал семье и любви. В древности с этого дня и до Петра игрались свадьбы.

Древние словянские обычаи, обряды и приметы праздника.

Празднования начинались в заранее обусловленных местах, в основном возле рек. Девушки плели венки из полевых цветов и перед заходом солнца собирались на выгонах возле рек. Часто на Купала молодежь приглашала музыкантов, которые сопровождали праздник игрой на скрипке, цимбалах, свирелях и бубне.

Главными атрибутами праздника были Купало и Марена (богиня ночи, страшных снов и смерти, отождествлялась с греческой богиней Гекатой). Но Марена – неоднозначный символ, согласно словянским мифам – это зимнее божество, которое морит землю стужей, а человека болезнями и голодом. А в некоторых регионах, к примеру, на Слобожанщине – ее считали старшей русалкой.

Собственно, праздник и начинался с создания чучел главных персонажей – Купала и Марены.

В разных регионах Украины чучело Купала делали по-разному: на Подолье и Волыни – девушки изготавливали Купала из веток ивы и украшали цветами и венками; на Полтавщине – из соломы, украшая его лентами и бусами, а в некоторых регионах – вместо соломенного чучела усаживали ребенка, который исполнял роль Ивана Купала; в Киевских и Одесских регионах – чучела делают из веток любых деревьев.

Чучело Марены также имело свои особенности в разных местах Украины, в зависимости от сложившихся там традиций. На Полтавщине его делали из веток черноклена, вишни и соломы. На Слобожанщине – из веток черноклена и травы.

Когда оба чучела были готовы – девушки, взявшись за руки, начинают водить хороводы вокруг Мерены и Купала. Хороводы всегда сопровождались песнями на любовную тематику. Мужчины и женщины старшего возраста также сходились на это зрелище, но участия в пениях не брали.

Обязательным пунктом программы было разведение большого костра, через который девушки и юноши прыгали парами или поодиночке.

Купальский огонь согласно сказаниям имел большую мифическую силу. Через купальский огонь прыгали все, проходя, таким образом, своеобразный ритуал очищения. Считалось, что если девушка и юноша, любящие друг друга, прыгнут в паре через костер и их руки останутся соединенными, тогда они, поженившись, всю жизнь проживут вместе.

После следовал обряд утопления Марены, в некоторых регионах топили Купала. И девушки шли к воде ворожить – «заворожувати вроду» (в пер. с укр. - заколдовывать свою красоту). Они доставали свечи, зажигали, приспосабливали их к своим венкам и пускали на воду. Пока венки плыли – девушки шли возле реки и пели.

Часто юноши пытались поймать девичьи венки . Пара заранее договаривалась каким будет венок. Каждая девушка плела свой венок так, чтоб его можно было узнать: вплетала яркую ленту или большой цветок. Если юноше удастся поймать венок любимой, добравшись к нему вплавь или на лодке – это считалось хорошей приметой для их дальнейшей совместной судьбы.

Согласно народным поверьям, если венок плывет хорошо и красиво горит свеча – то девушка скоро выйдет замуж, а если он крутится на месте – еще год ей в девках ходить, а если и вовсе потонет – никогда ей замуж не выйти. Если же венок отплывет далеко и пристанет к какому-то берегу – значит, в ту сторону девушка и замуж пойдет.

С девичьими венками было связано еще одно поверье. Венки, в которых девушки танцевали и пели в ночь на Ивана Купала – имели целительную силу. Их забрасывали через голову на крышу дома, хранили на чердаках, веря, что зелье, вплетенное в венок, излечит от всяческих болезней.

Поверье также говорит, что травы собранные в ночь на Ивана Купала или утром с «ивановской» росой обладают особой силой. Согласно народным легендам, целительные травы сеют русалки, мавки и прочие духи природы.

Согласно словянским поверьям, именно в ночь накануне Ивана Купала в лесу можно найти цветущий папоротник. Цветет папоротник лишь один миг, да и сорвать его трудно – нечистая сила всячески этому препятствует и запугивает человека.

Но, если кто сорвет этот цветок и сохранит его при себе, тот приобретет необычные возможности. Он становится прозорливым, может понимать язык животных, видеть все клады, как бы глубоко в земле они не находились, входить беспрепятственно в сокровищницы, приложив цветок к запорам и замкам – они рассыпятся перед ним, владеть нечистыми духами, повелевать землей и водой, становиться невидимым и принимать любое обличье.

По поверью, в полночь из куста папоротника «показывается цветочная почка. Она то движется вперед и взад, то заколышется как речная волна, то запрыгает как живая птичка. Все это происходит от того, что нечистая сила старается скрыть от людского взора дорогой цвет. Потом, ежеминутно увеличиваясь и вырастая вверх, цветет как горячий уголь. Наконец, ровно в 12 часов, с треском развертывается цвет, как зарница, и своим пламенем освещает около себя и вдали».

В Карпатах существовала аналогичная легенда о красном цветке руты, которая обычно цветет желтым цветом. Об этой легенде и поется в песне «Червона рута».

Празднование Ивана Купала в разных странах.



Праздник Сан Хуан. Испания.

С большим размахом этот праздник отмечают в Испании , где 19-24 июня проводится фестиваль «Огня Сан Хуана». Праздник Сан Хуан посвящен изгнанию злых духов с помощью священного огня и ритуальных танцев. Повсеместно, как по всей Испании, так и Каталонии разжигаются костры, с целью «дать больше сил солнцу» во время летнего солнцестояния.

В эту ночь на площадях обязательно исполняется сардана – традиционный каталонский танец радости и братства, в котором может принять участие любой желающий. Красота и завораживающее своей мистичностью действо длится всю ночь. Традиционные угощения – вино и прироги-кока, попробовать которые считается залогом здоровья и счастья.

Италия 24 июня отмечает праздник Сан-Джованни – в честь летнего солнцестояния и в честь макушки лета. Этот праздник признан магическим и заветным, его предваряет колдовская ночь, когда все демоны и злые духи должны явиться в Вечный Город (Рим) для многочисленных магических ритуалов и увеселений.

Ведьмы должны прилететь в Рим, пронесясь над собором Сан-Джованни, и окончить свой полет в месте годового съезда в Беневенто. Римляне собираются, чтобы посмотреть этот необычный парад. Они приносят с собой разнообразные магические вещи, чтобы защититься от сил зла. Кроме всего, при себе нужно иметь маленькую гвоздику, которая сохранит своего обладателя на весь «чертовский» день вплоть до мессы. Традиционные угощения – вино Кастелли, улитки под соусом и моллюски, символизирующие разногласия. Путем поедания их должны быть уничтожены все превратности судьбы и раздоры. Считается, что в эту ночь вода имеет волшебные свойства, среди которых особенно сильна защита от сглаза и ведьм. По этому поводу народ привык омывать руки в фонтане Сан-Джованни в Латерано.

Франция отмечает праздник Святого Иоанна в Сен-Жан-де-Люз, который сопровождается народными гуляниями, концертами под открытым небом, разнообразными спектаклями и конкурсами, спортивными играми и соревнованиями, а также традиционным парадом в красно-черных тонах (цвета города Сен-Жан-де-Люз).



Праздник Танабата Мацури. Япония.


Романтическая легенда о звездах породила в Японии народный праздник Танабата Мацури , отмечаемый 7 июля. Этот праздник проводится в городе Сендай, он сопровождается парадами и невероятной красоты фейерверками. На великолепно украшенные улицы города в этот день выходит не меньше двух миллионов человек. Считается, что любое желание, загаданное при звездах во время праздника Танабата, осуществится. Но если вечер праздника окажется дождливым, то исполнения желаний придется ждать до года.

За три дня фестиваля в небо запускаются 12 000 фейерверков. Главные проспекты города, Ичибанчо-дори и Чуу-дори, украшаются фонарями и красочными вывесками, дома украшаются полосами бумаги с благопожеланиями, оригами и талисманами.

Существование этого праздника приурочено древней китайской сказке. Герои сказки – две звезды, которые на небосклоне находятся друг против друга и разделены Млечным Путем. Это Волопас, или Пастух, и Ткачиха, которую по-японски называют Танабата. Принцесса Танабата, дочь небесного царя, искусного ткача, вместе с отцом пряла небесную парчу – облака. Однажды, оторвавшись от работы, она увидела невдалеке прекрасного юношу – Волопаса, который пас коров. Молодые люди с первого взгляда полюбили друг друга и забросили работу, чем вызвали гнев отца девушки. Он повелел разлучить влюбленных и приказал стоять им всю жизнь по обе стороны Млечного Пути. А встречаться они могли только раз в году – 7 июля, когда звезды максимально сближаются.

Финляндия празднует свой праздник «Ивана Купала» в день, который выпадет на субботу в промежутке с 20 по 26 июня. Кстати, самой короткой ночи в этой стране просто нет – в июне на севере белые ночи, и солнце не садится за горизонт.

Исторически день летнего солнцестояния финны праздновали в честь Укко – верховного языческого бога. Он «отвечал» за погоду, плодородие земель и урожай. Именно ему финны посвящали многочисленные костры, честь - разжигать которые доставалась самому старому и уважаемому члену деревни.

Еще один атрибут праздника – «Иванов столп». Высокий шест украшают листьями, цветами, венками и гирляндами, вокруг него водят хороводы и исполняют круговые танцы. Дома, лодки и корабли в этот день украшают ветками, небольшими деревцами и цветами. С принятием христианства празднику дали имя Иоанна Крестителя , но традиции сохранились.

Ивана Купала в Латвии считается самым древним и самым любимым праздником, он носит название «Лиго» и отмечается 24 июня (в самую короткую ночь). Праздник считается государственным и отмечается три дня. «Лиго» - это что-то вроде летнего Нового года, где вместо елки наряжают березы, Дедом Морозом может стать любой мужчина с именем Янис, а Снегурочкой – девушка по имени Лига. Янису обязательно преподносят дубовый венок, а Лиге венок из душистых полевых цветов. В эти дни в Риге на каждом шагу работают ярмарки, традиционные угощения праздника – пиво и сыр с тмином. Тот, кто хорошенько разжует попавшийся ему в сыре тмин, по поверью будет избавлен от всех напастей. В Лигову ночь всем без исключения обязательно купаться и прыгать через костры. Всю ночь продолжаются песни и танцы, а чтобы на улицах было светлее, и все знали, что здесь празднуют Лиго – зажигают бочки на шестах.

Современная магия на Ивана Купала.

Согласно поверьям, в купальскую ночь нельзя спать , так как в это время оживает не только природа, но и особенно активной становится всякая нечисть – ведьмы, оборотни, русалки, колдуны, домовые, водяные, лешие.

Но искупаться в открытой воде нужно обязательно : в это время вся нечистая сила выходит из рек и морей, поэтому человеку ничего не угрожает. В эту ночь вода приобретает целительные свойства, помогает очистить тело и душу от плохих мыслей и зла.

Существует легенда, что в день на Ивана Купала можно исцелиться росой . Но для этого нужно проснуться пораньше и босыми ногами пройтись по траве. Наберите в ладошки росы и умойтесь ею – кожа на вашем лице значительно улучшится, не оставив следов уйдут все прыщи и угри.

В ночь на Ивана Купала можно смело идти собирать лекарственные травы и цветы, ведь они имеют целительную силу. Это конечно, не цветок папоротника, который в реальности никогда и не цветет, но оздоровительный и бодрящий чай сделать можно.

Молодым незамужним девушкам можно сходить в баню и попариться веником из целебных купальских трав. А выйдя из бани – бросить этот веник через плечо (как букет невесты). В какую сторону веник полетит – там суженый и живет.

Если девушка хочет узнать, выйдет ли она в этом году замуж, можно собрать затемно травы и цветы не глядя на них и не считая, положить под подушку, а утром проверить: если насобиралось двенадцать трав разных видов – свадьбе точно быть!

Либо - в купальную ночь сорвите две травинки и вставьте их в любую трещину на потолке или стене. Главное – чтобы они свисали вниз. Когда травинки начнут подсыхать, посмотрите на них внимательно. Если они сплетаются – все в вашей личной жизни будет хорошо. Если отклоняются друг от друга – ожидайте расставания с любимым.

Таким же образом можно погадать на воде . Налейте воду в широкую и глубокую миску. На закате солнца воде шепотом скажите свое желание и бросьте небольшой камушек. Если число кругов на воде четное – желание сбудется, если нечетное – желанию не суждено сбыться.

Если вы собираетесь провести ночь на Ивана Купала в кругу подруг - есть очень хорошее гадание по цветам. Итак, вечером накануне праздника девушки садятся в круг, предварительно собрав все вместе самые разные цветы. Одна из девушек выбирает цветы по одному, произнося: «Кому этот цветок достанется?», другая девушка, сидя спиной к цветам, называет имя кого-либо из присутствующих. По тому, какой цветок кому достанется, судят об отношении к себе задуманного парня:

Боярышник – есть надежда на любовь;
василек – в тебя влюбятся;
вьюнок – он тебя никогда не полюбит;
гвоздика белая – грусть;
гвоздика красная – страстная любовь;
гвоздика желтая – пренебрежение;
георгин – признательность;
жасмин – ничего не значащее заигрывание;
колокольчик – не верь ему, обманет;
лютик – на свидании все прояснится;
маргаритка – застенчивая любовь;
мята – тебя любят очень сильно;
незабудка – боится тебя потерять;
ноготки – вы расстанетесь;
пион – стыд за его поступок;
роза белая – любит сильно, но не подает виду;
роза красная – тоскует по тебе;
ромашка – он сомневается в своей любви.

Чтобы узнать о здоровье своих близких , на Ивана Купала собирают по одной травинке, на каждого члена семьи. Чья травинка завянет раньше всех, тому в этом году часто болеть; чья травинка стоит долго, тому все болезни будут нипочем.

Чтобы на Ивана Купала приснился вещий сон , нужно на закате солнца собрать семь разных цветов и положить их на ночь под подушку.

Хозяюшка и фермерам будут полезны следующие приметы.

Если в день Ивана Купала пойдет дождь – значит, через неделю установится жаркая и сухая погода и будет она оставаться такой до самого конца лета.

Если в ночь на Купала на небе хорошо видны звезды, а на заре выпадет сильная роса – ждите большой урожай грибов, огурцов, да и других овощей.

Сегодня праздник Купала празднуют также как и много лет назад – шумно, весело и красиво. Стараясь в точности возвратить в жизнь позабытые со временем традиции, ритуалы и песни. Молодежь собирается вблизи водоемов, девушки плетут венки, юноши разжигают огромные костры, устраивают всевозможные забавы и соревнования, водят хороводы и танцуют. На открытом огне и в печах готовится вкусная еда по старым рецептам. В эти дни одевается традиционная праздничная вышитая одежда, и гуляния не стихают до самого утра.

© Алейникова Ю., 2017

© ООО «Издательство «Э», 2017

* * *

Сергей Петрович Криницын тоскливо оглядывал комнату, всю в клубах табачного дыма, и переживал очередной приступ стыда. Как он, молодой, но уже проявивший себя в уезде судебный следователь, мог так низко пасть? Зачем он потащился вчера в Камышино? Знал ведь, чем закончится. Конечно, Бороздин – человек гостеприимный, у него всегда весело, но поскольку Николай Васильевич, отставной штабс-ротмистр и записной гуляка, живет бобылем и располагает весьма приличными средствами, доставшимися по наследству, пирушки в его имении всегда носят несколько фривольный характер. Вон сколько народу собралось!.. Все пьяные, девицы явились свободного поведения. Безобразие. Уже и за цыганами послали. Ох, не кончится это добром, узнает начальство о его похождениях и с должности попросит. Бороздину что – сам себе хозяин, что хочет, то и творит.

Словно в ответ на эти мысли, хозяин дома, слегка пошатываясь, влез на стол и постучал вилкой по пустой бутылке:

– Господа! Скоро рассвет, пора купаться! И пожалуйста, не отлынивать! Иванов день, господа! Нарушать обычаи – ни-ни. А кто посмеет… – Он нахмурил кустистые брови и закончил совершенно серьезно: – Того мы насильно окунем, а потом заставим нагишом через костер прыгать. Алешка, зажигай!

Кое-кто из гостей заметно побледнел. Все знали, что когда хозяин принимал лишнего, вытворить он мог что угодно. Стоило ли удивляться, что к озеру потянулись все? Девицы висли на Бороздине, счастливо повизгивая, молодежь крутилась рядом, гости более солидные с тоской поглядывали в сторону конюшен и очевидно сожалели, что вовремя не уехали. Криницын шел в числе последних. За ними лакеи тащили стол – прямо с закусками, как стоял, и ящик с бутылками.

После духоты комнаты голова Криницына закружилась. Он даже вынужден был ненадолго опереться на кого-то господина, бредущего рядом в темноте.

– А что, может, и хорошо сейчас искупаться? – улыбнулся он незнакомцу. – Нырнуть в прохладную воду и…

Что «и» – недоговорил. Не придумал, хотя мысль в самом деле показалась соблазнительной.

Добрались до берега, запалили заранее разложенный костер, поставили стол, снова выпили. Бороздин велел всем раздеваться. С визгом и гиканьем, с непристойными шутками побежали к воде.

Криницын, одурманенный озерной свежестью, отошел в сторону, кое-как разделся и медленно стал заходить в воду.

Темная неподвижная громада взяла его в объятия, нежила, баюкала. Криницын лег на спину, прикрыл глаза. Теперь он ничего не видел, не слышал, только чувствовал дыхание ночи и парное тепло воды.

Усталость постепенно отступила. Он повернулся и поплыл к дальнему берегу уверенными гребками. На невысокий, поросший склон выбрался, уже порядком выбившись из сил. С удовольствием растянулся, закинул руки за голову и уставился в светлеющее небо. Звуки всеобщего веселья сюда почти не долетали. Он слушал цикад, смотрел на гаснущие звезды, вдыхал горький запах трав. Кажется, он задремал.

– Красиво, правда? – раздался над ухом чей-то тихий голос. – И травы дурманом пахнут.

Он сел рывком и немедленно залился краской. Уже светало, над озером плыл слоистый туман. Рядом, обхватив руками колени, сидела девица в светлом, отделанном кружевами платье. «Хорошенькая», – отметил Криницын мимоходом. Нежный профиль, маленький аккуратный нос, а глаза большие, карие. Легкие завитушки волос тихо подрагивали от ветра.

Он тоже подтянул к себе ноги и засмущался собственной наготы.

– Я страсть как люблю рассветы. – Девица, кажется, и не заметила его смущения и продолжала смотреть на озеро. – Иногда летом всю ночь не сплю, только бы рассвет увидеть. Я его всегда заранее чувствую, даже часов не надобно. Сперва темнота становится не такой густой, будто ее водой разбавили, потом краски сереют, все блекнет. Кажется уже, что мир стал безнадежно скучным. И вдруг в одно мгновение все меняется. Совсем незаметно, а пока ты ищешь эту перемену, по небу начинают растекаться розовые, бирюзовые, желтые, лиловые разливы. Я, может, не умею этого словами выразить, – она тряхнула волосами, – но кажется мне, что вы меня понимаете.

Она взглянула на него, но так просто и по-доброму, что он перестал конфузиться.

– Понимаю. Раньше я, признаться, тоже любил любоваться природой, а теперь все, знаете, некогда. – Они помолчали. – А вы откуда приплыли? – Он бросил взгляд на мокрый наряд незнакомки.

– Просто приплыла. – Она ответила не сразу. – Увидела вас, любопытство взяло. Думала, вдруг кто-то знакомый. – В голосе ее зазвенела печаль. – Видите огоньки на том берегу? Девушки суженых ищут, на любовь гадают…

Криницын почувствовал, как к сердцу прилила жалость. Она была такой тоненькой, нежной, пальчики на босых ступнях маленькие, как у ребенка. И совсем белые – то ли от холода, то ли от росы.

– Вы, наверное, замерзли? – Это прозвучало глупо, но он не придумал ничего лучше.

– Не знаю. – Она пожала плечами. – Нет, наверное.

– А как вы все-таки сюда попали? Неужто вам не страшно? А вдруг бы я оказался разбойником?

– Ах, да ведь я вас за другого приняла! Подумала, может… – Из ее глаз серебристыми дорожками потекли слезы, и она еще больше стала походить на ребенка.

– Что вы? Не надо, право, я не хотел… – Криницын разрывался между жалостью и смущением. Все же утешать девиц, будучи совершенно голым, как-то неловко. – Что вы, сударыня!..

Сбегать бы за штанами или уплыть тихонько, пока она плачет. Да какое там – он сейчас только и мог, что неловко гладить рукой ее холодное предплечье.

– Спасибо вам, вы добрый. – Она взглянула на него полными слез глазами и еще раз всхлипнула напоследок. – А вот он… он только притворялся добрым. Такие слова говорил, в любви клялся, а сам… – Она склонила голову и спряталась за водопадом волос.

– Так вы с женихом, значит, поссорились?

– Нет, не с женихом, и не поссорились, а бросил он меня. Обманул и бросил. – Она вздрогнула всем телом. – А ведь как ухаживал, какие слова говорил! Ангелом меня называл, мадонной, звездой. Говорил, что жить не может, а сам…

– Что же он натворил? – Сейчас Криницын уже всем сердцем сочувствовал этому бедному дитю.

Публикации по теме